Вернуться на главную

Ему просто хотелось поговорить

Дата публикации:
8 декабря 2016

0

(0)

140

0

0

Аватар специалиста Марат Латыпов

Марат Латыпов

автор

Ему просто хотелось поговорить

(История из моей практики. Имена и возраст намеренно изменены.)

Пришёл ко мне как-то мужчина 49 лет, зовут его Костя. Бизнес. Любовница. У любовницы ребёнок от него. Любит путешествовать. Запрос — состояние постоянной тревоги: плохой сон, навязчивые мысли в голове, что жена узнает про любовницу, бизнес рухнет и т.д. Я стал работать с тревогой!

Начал выяснять подробности его состояния. Он рассказывал, при этом хмурясь, переживая всё это чувственно, и вдруг: "А вы знаете, Марат, я тут был в Перу… побывал в одном племени, которое живёт практически без цивилизации… просто поразительно, как эти дикари могут радоваться жизни… Вот у нас, Марат, есть все блага жизни, а мы страдаем…", — Костю понесло. Мечтательный взгляд вверх, развалился в кресле, почти счастливый…

— Быть может, вернёмся к вашей проблеме, Костя?..

— Ох, да, конечно!

Он вернулся к тревоге. Я попросил его идентифицировать тревожное состояние, предложил ему понять, в чём суть тревоги: для чего она нужна, в чём её выгода… и т.д. Закрыв глаза, Костя погрузился в лёгкий транс, понял, дал ответ. У меня была в руке "вторичная выгода" тревоги. "Вы знаете, — вновь начал клиент, — как-то был случай в моей жизни", — ещё на двадцать минут рассказа.

— Здорово, Костя, очень интересный рассказ… — вежливо, но настойчиво возвращаю его в работу. — Итак, мы знаем, для чего вам эта тревога. Попросите своё подсознание трансформировать символ (образ) тревоги в то, что надо… — Клиент погрузился в мир воображения. — Опишите мне, во что превратилась тревога… — через некоторое время он увидел "картину изменений".

Чистая лёгкая улыбка скользнула на его лице, и вдруг: "Вот вы знаете, когда я путешествовал в Непале…". Итак, между его историями, даже где-то резко прерывая, я проводил терапию. Американские горки. Борьба за Костю. Мне нужен был результат!

В конце приёма:

— Костя, ушла ли тревога хотя бы частично?

— Да, Марат, мне стало намного легче. И спокойнее.

— Надо доработать эту проблему. Тревога — штука серьёзная! — предупреждаю я.

— А вы знаете, была такая история…

— Костя, вам одиноко по жизни? — вновь прервал его я.

— Да, Марат, — ответил он.

— Много людей, а поговорит не с кем? — спросил его.

— Точно… — заключил он.

Я предложил ему разобраться и с одиночеством в том числе. Костя больше не пришёл на приём. Я был плохим собеседником и эффективным психологом…

А что бы выбрали вы, уважаемые читатели?

Методы и приёмы, использованные в работе с Костей:

На лицо были два запроса: один проговорённый — убрать тревогу, второй — не проговорённый, но постоянно демонстрируемый — это одиночество. У меня стоял выбор, с чем иметь дело, и я выбрал работу с тревогой, именно то, что задал клиент. Предоставлялись различные сценарии работы с клиентом:

  1. Забыть про его тревогу и обратить внимание на одиночество;
  2. "Утилизация" историй, использование их для работы с тревогой.
  3. Работать с чем-то другим.
"Утилизация — использование ресурсов, не находящих прямого применения, вторичных ресурсов, отходов производства и потребления". Википедия.

Зная о том, что в человеке всё взаимосвязано: одна сфера жизни с другой, чувства, мысли и ощущения, одни проблемы с другими… используя, утилизируя одно, мы можем найти понимание другого. Например, "зацепившись" за рассказ про дикарей, и про то, как дикари способны радоваться жизни, можно было бы предложить Косте поразмышлять о том, как дикари обходятся без тревог. История про дикарей "утилизируется" для решения проблемы с тревогой.

В целом утилизация прекрасный инструмент психолога.

  • Я выбрал работать с тревогой, игнорируя желание клиента поговорить. Мне был необходим конкретный результат. Костя "размазывал", не фиксируясь на основной проблеме, и такое поведение, судя по всему, сопровождало его по жизни. Выбрав чёткую позицию — "всему своё время" или "начнём с главного", я пробовал дисциплинировать клиента;
  • "Я предложил ему понять, в чём суть тревоги…" — два смысла этого предложения.

Во-первых, это принятие тревоги: "понять" — "принять". Люди, как правило, пытаются подавить негативные чувства, в том числе и тревогу. Эти чувства никуда не деваются, более того, при подавлении чувства усиливаются; вступает в силу закон физики — "любое действие вызывает противодействие". Например, представьте, что вам смешно, попробуйте подавить свой смех. Да-да, вас просто будет распирать изнутри. Позиция "понять-принять" — это ещё и взятие ответственности на себя: "Да, я изучаю тревогу, она во мне…". Сравните два выражения: "меня беспокоит тревога" и "я тревожусь". В первом случае тревога живёт самостоятельно, во втором — моя тревога есть взятие за неё ответственности. Большинство клиентов приходят с позицией "меня беспокоит…". Ваша задача "переключать" клиентов на позицию "я тревожусь…".

Во-вторых, понять суть тревоги. Суть, как правило, а вернее даже всегда, носит позитивный характер. Понять суть тревоги — это разобраться, в чём же заключается её выгода. Здесь используется приём "рефрейминг" (фрейм — рамка, рефрейминг — изменение рамки). Рамка зачастую меняет "содержание картины". Понимая "суть" тревоги, мы одновременно понимаем, в чём её позитивная выгода, иначе говоря, мы меняем "рамку". В таком случае, тревога, как и любое другое состояния, чувство, поведение, начинает обретать позитивный смысл.

  • Вторичная выгода — это неосознаваемые клиентом преимущества негативных проявлений. Говоря про "суть" тревоги в третьем пункте, мы имеем в виду вторичную выгоду. Есть тревога, и есть "суть тревоги" — вторичная выгода. В мире всегда присутствует "дуальность" — двойственность, пара противоположностей, полярность. У медали две стороны. Понимая то, что у любой проблемы есть иная сторона, скрытая от вас и от клиента, вы можете обратить свой взор именно на скрытую позитивную сторону, используя её как ресурс.
  • "Попросите своё подсознание трансформировать символ (образ) тревоги в то, что надо…" — здесь есть несколько важных моментов.

Во-первых, я попросил подсознание, а не клиента. Подсознание всегда мудрее и умнее сознания человека. Вы только на время представьте себе, что подсознание контролирует: ваше сердцебиение, дыхание, биохимические процессы в организме, инстинкты и желания, все мозговые процессы, отвечает за то, как вы, не задумываясь, ходите или водите машину и т.д. Поэтому, обращаясь к подсознанию, я обращаюсь к глубокому внутреннему разуму.

Во-вторых, использование слов: "символ" и "образ". Подсознание всегда "мыслит" символами и образами. И, в-третьих, фраза "…в то, что надо" носит открытый характер. По сути, я задал рамку подсознанию, а "то, что надо", оно наполнит само.

  • "Пробираясь" сквозь истории клиента, мы всё-таки смогли трансформировать тревогу в нечто иное — в этом нам помогло подсознание;
  • Ему хотелось говорить о "вкусном", всячески избегая болезненной темы — тревоги, скрываясь за "историями о путешествиях". Я не знаю, почему он не пришёл на следующий приём: то ли тревога исчезла, то ли говорить о приятном всё-таки "лучше", а со мной ему делать это сложно.
Психология и психотерапияСамопознаниеСаморазвитие

Другие статьи автора

Жизнь с обратной стороны

3.3

Аватар специалиста Марат Латыпов

Марат Латыпов

Жизнь с обратной стороны

"Весь мир — театр, а люди в нём — актёры! Кто плут, кто — шут, а кто простак, мудрец или герой". У. Шекспир. Весь мир, как говорил Шекспир, похож на театр. Подумайте о том, что вся ваша жизнь проходит на "сцене театра". Вы играете различные роли:...

Читать далее
Всем не поможешь (о работе психолога)

5.0

Аватар специалиста Марат Латыпов

Марат Латыпов

Всем не поможешь (о работе психолога)

В мире существует множество факторов, воздействующих на развязку клубка с проблемами, и влияние психолога на их разрешение порой незаметно. Наилучший исход психотерапии — когда клиент самостоятельно принимает решение по выходу из проблемной...

Читать далее

Статья связана со специалистами

Смотрите также