В Эдемском саду было два особых дерева. Одно считалось древом познания, и Бог запретил Адаму и Еве есть его плоды. Было и второе особое дерево; это было древо жизни, и Бог не запрещал Адаму и Еве вкушать его плоды, он, наоборот, очень этого хотел. Но Адам и Ева никогда не интересовались древом жизни; их интересовало древо познания, потому что запретный плод всегда сладок.
Эта притча прекрасна и очень многозначительна. Она не имеет никакого отношения к Богу, Адаму и Еве. Это история человечества.
Люди с рождения живут в Эдемском саду, и в нём есть два дерева: древо жизни и древо познания. И всех интересует древо познания; очень редко бывает, чтобы человека заинтересовало древо жизни. Когда человека интересует древо жизни, он становится Буддой, Иисусом, Махавирой, Мохаммедом. Но очень немногие люди вообще обращают внимание на древо жизни.
Например, когда человек задаёт вопрос: "Почему я влюблён?", то он движется в сторону древа познания. "Почему?" — это путь. Он не может оставаться в любви; он должен спросить "почему?". Если он останется в любви, он будет вкушать от древа жизни, ибо любовь и есть жизнь. Если он спрашивает почему, он удаляется от древа жизни к древу познания.
И даже если он узнает, почему это тщетно — это не насытит его. Он может знать всё на свете; мозг одного человека может вместить все библиотеки мира, и, тем не менее, реально он не будет знать ничего. У него не будет жизненного опыта, а он — самый ценный плод, который можно взять от древа жизни.
Когда человек видит розу, вместо того, чтобы подойти к ней ближе, коснуться, понюхать, и танцевать вокруг неё, и быть с нею в глубокой молитве, любви, медитации — он задаёт вопросы: "Откуда она? Какого она сорта?" Он начинает сравнивать её с другими розами, которые он видел в прошлом, — больше, меньше, красивее, некрасивее. Сразу же, в тот момент, когда он видит розу, он начинает путь к древу познания, он не проживает этот опыт. Он не танцует с розой, он не чувствует розу.
Однажды мастер дзен, а он был великим художником, послал своего ученика, а он тоже был великим художником, в лес. "И когда ты станешь бамбуком, приходи и рисуй, потому что до того, как ты станешь бамбуком, всё, что ты ни нарисуешь, будет неправильно в главном — ведь ты не знаешь бамбук изнутри".
Ученик пошёл в лес. Три года о нём ничего не слышали. Тогда мастер заволновался: "Слишком долго". И мастер послал несколько учеников на поиски. Он сказал этим людям: "Смотрите везде, где вам встретится бамбук". И его нашли, он стоял среди бамбука. Было чудесное утро, дул ветер, бамбук раскачивался, и он раскачивался вместе с бамбуком. Люди, посланные разыскивать его, были очарованы. Они увидели, что он больше не человек; он совершенно забыл о себе. Он был бамбуком, он пил солнце, как пьёт бамбук. Он стоял в грязи, его ноги были почти как корни, и он раскачивался.
Им пришлось тянуть его, им пришлось вырвать его, им пришлось заставить его идти к мастеру. Мастер взглянул на него и сказал: "Теперь рисуй, теперь ты нарисуешь настоящий бамбук. Ты не только видел бамбук снаружи, теперь ты знаешь его изнутри. И это — настоящее знание: это живое знание".
Адам и Ева выбрали древо познания, точно так же как большинство людей. Посмотрите на маленьких детей, они немедленно спрашивают: "Почему? Почему это так?" Снова Адам и Ева, идущие к древу познания.
Можно продолжать вкушать от древа познания, но это никого не насытит и не удовлетворит. Будет просто копиться мусор, поскольку знания — это информация, постепенно превращающаяся в мусор, а не опыт. В действительности, только опыт приносит истинное знание.
Быть эрудированным — одно, быть знающим — совершенно другое. Современный человек — эрудит; он вкушает от древа познания.
Знающий же постепенно растворяется в существовании. Он становится частью целого, одним с целым. Он вкушает от древа жизни и получает знание совершенно иного рода, качественно иное.
Если вкушать от древа познания, то никогда не стать просветлённым или знающим. Можно собрать массу информации, возможно, даже о просветлении и просветлённых прошлого, но это не будет собственное понимание. Это не будет личное пробуждение.
Но если вкусить от древа жизни, если пережить настоящую жизнь: любовь и ненависть, радость и печаль, горечь и сладость, если прожить жизнь во всей её полноте, высоте и глубине; все её долины и вершины; все её тёмные ночи и солнечные дни; муки и экстаз… только жизнь, прожитая тотально, приносит просветление. И только просветлённый становится древом познания. Но, лишь вкушая плоды древа познания, никто не становится древом познания. Древом познания можно стать, только вкушая плоды древа жизни.
Если человека слишком интересуют знания, он останется полым и жалким. Жизнь — самое интересное явление! Только жизнь реальна! Не стоит собирать информацию о медитации: медитируйте сами! Не стоит собирать информацию о танце: танцуете сами! Не стоит собирать информацию о любви: любите сами! Живите, танцуйте, любите, будьте, станьте древом познания.
В написании статьи помогли книги Ошо.