Вернуться на главную

Для чего нам взаимодействие?

Дата публикации:
14 октября 2014

0

(0)

392

0

0

Аватар специалиста Марина Сергеева

Марина Сергеева

автор

Для чего нам взаимодействие?

В течение определённого времени я пыталась объяснить одному своему очень хорошему товарищу, почему так важно, когда люди не просто сосуществуют, а общаются на основе взаимопонимания, что такое — отдавать своё тепло, и почему так получается, что один человек прекращает отношения, если ничего не получает в них. Мой друг на это всегда говорил, что я основываю общение на принципе "дашь на дашь", что я корыстна и всё время жду чего-то в ответ. Но я знаю, что это не так, а как объяснить — не знала. Пробовала по-разному. И однажды подумала, что все навыки общения так или иначе идут из детства. Просто у кого-то какой-то навык не был "включён" в своё время. А затем на него наложилась масса установок, мнений, которые ведут человека по ошибочному пути. И человек страдает от этого сам, и в общении с ним страдают другие, хотя сам по себе он умный, добрый, но не умеет взаимодействовать. Вот оно — взаимодействие! Я нашла нужное слово, которое помогло мне расставить всё на свои места. Начать я решила, как обычно, с истоков, поэтому стала искать, как формировать навыки взаимодействия у детей. Вот что нашла в Интернете: "Игровое взаимодействие детей является важной предпосылкой для обучения их взаимодействию во взрослом возрасте. В случае, если ребёнок не приобретёт таких навыков в раннем детстве, то впоследствии на действия других людей у него может быть совершенно непредсказуемая реакция (как правило, обида и непонимание). Поэтому, с самого раннего детства нужно включить в процесс воспитания ребёнка работу для обучения восприятия сверстника полноправным партнёром по игре.

Игровое взаимодействие бывает двух типов:

  1. Симметричное взаимодействие, которое основано на подражательных действиях детей. Так, к примеру, можно перекидывать друг другу мяч.
  2. Несимметричное взаимодействие, при котором действие одного ребёнка продолжается или завершается другим. Например, один строит из кубиков дом, другой — подвозит ему "кирпичи".

С раннего возраста нужно обучить детей обоим типам игрового взаимодействия. Выбор игрового материала должен стать вашим первым шагом в обучении ребёнка взаимодействию в игре. Выбор разнообразен, хорошо использовать машинки, куклы, кубики, мячи и др. Второй шаг — это ваша совместная с малышом игра, такая, как катание мяча друг другу.

Поначалу сами играйте с малышом в эту игру, затем участвовать в этом процессе могут родственники и знакомые. Безусловно, будет очень полезной игра с детьми-ровесниками вашего малыша. Если без вашего присутствия ребёнок испытывает дискомфорт, подключитесь к игре сами".

Заключительный шаг состоит не столько в умении обучить нескольких детей играть с одной игрушкой, сколько в обучении малыша продолжать или дополнять действия других, то есть, взаимодействовать.

Конечно, взаимодействие состоит не только в продолжении или дополнении действий другого человека. Основной характеристикой хорошего взаимодействия я считаю интерес к тому важному, что имеет значение для другого человека. Это не "почесть свинью" (польстить, чтобы на тебя в итоге обратили внимание), это искренний интерес к другому человеку. Например, задавался ли ты вопросом: почему тебе хорошо с другим человеком? Потому что он (помимо симпатии к тебе) проявляет интерес к твоему важному. А ты проявляешь ли ты такой интерес к его важному? Или просто "приносишь себя" и ведёшь монологи в его присутствии? Именно так, ибо это не диалог. В диалоге присутствует обоюдный интерес партнёров друг к другу. Как в статье о детях — восприятие своего партнёра как равного себе, т.е., имеющего какие-то свои взгляды, жизнь, что-то такое, обращая внимание на что, ты даёшь ему понять, что он так же важен для тебя. В общении (и, естественно, в отношениях) очень важно уметь взаимодействовать. Как? Интересоваться важным другого человека, и — что особенно важно — давать ему об этом знать. Иначе это не будет общением и взаимодействием, это в лучшем случае будет параллельным сосуществованием. Итак, интересен ли тебе другой человек со всем тем, что интересно ему? Да? Дай ему знать об этом, на его языке. Нет? Не жди ответа. Когда человек, общаясь с тобой, поймёт, что он не нужен тебе сам по себе, а нужен лишь потому, что тебе приятно вести разговор с самим собой в его присутствии, он уйдёт. Нужно ли тебе взаимодействие? Без него ты будешь только пользоваться другими людьми, получая крупицы того, чего мог бы иметь во сто крат больше, если бы перестал относиться к взаимодействию, как к взаимовыгодной торговле. Дело не в принципе "дашь на дашь", а в интересе к другому человеку, способности дать ему понять об этом интересе, и восприятии его равным себе.

Если вы ответите мне, что грань между своими интересами и внимании к другим людям слишком тонка и определить её сложно, я отвечу вам: другие другим — рознь, нет необходимости взаимодействовать со всеми, но она есть, если какой-то другой человек дорог и важен вам. Грань определяется несложно — вашим желанием быть с этим человеком. Если желание быть рядом сильно, имеет смысл подумать не только о себе, но и о вашем взаимодействии. Если важнее своё и не столь важно, будет ли рядом тот, с кем вам хорошо, то никакого взаимодействия не состоится. Ведь если нет вашего личного желания взаимодействовать, то никто вас не неволит: нет желания — нет вопросов, но и нет рядом близкого человека. Возможно, категорично, но именно это позволяет не застревать на "гранях". Хочешь — делаешь, боишься — не делай, но в таком случае пожинай все плоды своего выбора. Пока будешь бояться, пропустишь важное для самого себя. А без этого не будет гармонии внутри. Человек становится самим собой только через взаимодействие с другими.

Психология и психотерапия

Другие статьи автора

"Меня использовали", или — чему я ещё не научился?

5.0

Аватар специалиста Марина Сергеева

Марина Сергеева

"Меня использовали", или — чему я ещё не научился?

На своих консультациях и просто в жизни я нередко слышала фразу: "Ну надо же, я человеку верил(а), а он меня использовал!" , после которой, как правило, следовал ещё поток всяких нелестных эпитетов в адрес использовавшего и особенно "ценный"...

Читать далее
Принимай меня таким, какой я есть (мысли вслух)

4.3

Аватар специалиста Марина Сергеева

Марина Сергеева

Принимай меня таким, какой я есть (мысли вслух)

И однажды сказала она ему: "С моей приземлённостью сложно услышать шум крыльев, издаваемых полётом твоей души" , — и подумал он, что она и вправду приземлена донельзя, а услышать её душу сам так и не смог… В последнее время практика преподносила...

Читать далее
Доверие

3.7

Аватар специалиста Марина Сергеева

Марина Сергеева

Доверие

"Своим поведением он уже показывал, что ему нельзя верить, но я хотела доверять ему", — эта фраза одной женщины помогла мне завершить размышления о доверии. Что такое доверие? Если послушать слово, то услышишь его подлинный смысл: "до-верие" — то,...

Читать далее
Наши отношения и квантовый скачок, или — шаги человека в пути к себе

2.3

Аватар специалиста Марина Сергеева

Марина Сергеева

Наши отношения и квантовый скачок, или — шаги человека в пути к себе

Хотелось бы поделиться в письменном виде своими мыслями, которые давно мелькали у меня обрывками, а теперь сложились в нечто целое. Почему, кому и для чего пишу? Пишу по поводу своих мыслей, которые возникают практически после каждой семейной...

Читать далее

Статья связана со специалистами

Рекомендуемые мероприятия

Рекомендуемые статьи

Что такое интеллект?

0

Аватар специалиста Мария Якушина

Мария Якушина

Что такое интеллект?

Что такое интеллект? Многие считают, что интеллект это показатель теста на IQ. T.e. если коэффициент интеллектуальности (IQ) меньше 90, то всё, пиши пропало, ты дебил, а если выше 120, можно начинать чествовать гения. Однако, не всё так просто....

Читать далее
Соперничество мужчин и женщин

0

Аватар специалиста Мария Якушина

Мария Якушина

Соперничество мужчин и женщин

Поговорим о соперничестве мужчин и женщин в целом. В прошлой статье Соперничестве мужчины и женщины в семье написала о соперничестве полов в семье. Нам с детства говорят, что мальчики должны уступать девочкам, потому, что девочки слабее...

Читать далее
Соперничестве мужчины и женщины в семье

0

Аватар специалиста Мария Якушина

Мария Якушина

Соперничестве мужчины и женщины в семье

Хочу поговорить о соперничестве мужчины и женщины в семье. Соперничество возникает там, где: - не определены роли, обязанности и ответственность каждого из пары (кто главный и в чём);- есть неуверенность в себе и желание отыграться на партнёре,...

Читать далее
Мы получаем ровно столько, сколько стоим сами

0

Аватар специалиста Мария Якушина

Мария Якушина

Мы получаем ровно столько, сколько стоим сами

Скажу сейчас возможно обидную фразу. Мы получаем ровно столько, сколько стоим сами. Я с ней согласна. Но давайте разбираться подробнее. Эта фраза не о том, что рядом с козлом может быть только коза, а львица только со львом. Или как там правильно...

Читать далее