Вернуться на главную

Что такое детская психотерапия?

Дата публикации:
5 января 2013

0

(0)

1124

0

0

Аватар специалиста Мария Прилуцкая

Мария Прилуцкая

автор

Что такое детская психотерапия?

Что такое глубинно-ориентированная психотерапия с детьми?

Психотерапевтическая работа бывает полезна детям разного возраста и по традициям глубинной терапии, психоанализа и юнгианского анализа проводится в специально оборудованном кабинете индивидуально с ребёнком. Аналитическая психотерапия всегда сопровождается консультациями для родителей (обычно раз в месяц или раз в несколько месяцев) и может в определённых случаях включать в себя совместные сессии родителей с ребёнком. Существуют определённые правила для организации аналитической психотерапии, которые важно знать для результативной работы.

Детская аналитическая психотерапия (психотерапевтическая работа) — это способ трансформации личности. Она отличается от других видов психотерапии. Это работа с внутренним миром. Это работа с эмоциями. Благодаря такой работе развитие ребёнка может пойти быстрее, и не только эмоционально-личностное, а даже познавательное, интеллектуальное.

Реакция психотерапевта на поведение мальчика или девочки отличается от привычной для ребёнка реакции окружающих взрослых, потому что психотерапевт опирается не только на психологические характеристики ребёнка, на то, что заметно окружающим (внешний вид, поведение, способность к обучению), но и на понимание бессознательного ребенка. Бессознательное — разные эмоции, которые отрицает или не осознает ребёнок, которыми он не может управлять, фантазии об устройстве мире: в мире все опасно или девочки хуже, чем мальчики или о том, что младший брат/сестра забирают родительскую любовь. Эти фантазии живут во внутреннем мире, если они не находят своего выражения. В психотерапии мы пытаемся найти для них выражение и освободить ребёнка, помогая ему свободно развиваться дальше. И задача психотерапевта состоит не в том, чтобы он указывал ребёнку, что надо делать или конкретно заставлял ребёнка что-то делать. Его задача развить способность быть с ребёнком в его переживаниях, дать возможность ребёнку осознать смысл его реакций в той или иной ситуации, чтобы ребёнок смог изменить привычный способ реагирования. Этому не могут научить ни высшие учебные заведения, ни учебники, требуется практическое обучение.

В каких ситуациях нужна аналитическая психотерапия?

Часто родители интуитивно догадываются, что с детьми что-то не так. Но они не могут найти способ воздействия на ситуацию. Когда они говорят: "Веди себя хорошо", "Не зли меня", "Не обижай сестру", "Будь смелым", "Покажи в школе, что ты знаешь", они пытаются преодолеть эту проблему прямо, говоря ребёнку, что он должен делать по-другому. Но часто ребёнок делает из этих прямых указаний совсем другие выводы: он плохой, он неспособный, из-за него все неприятности. Когда родители обращаются за психотерапией, ситуация уже довольно серьёзная. Отношения напряжены, степень непонимания достигла высшей точки. Доступные родителям воспитательные, лечебные и коррекционные меры исчерпаны.

Есть несколько ситуаций, когда нужна психотерапия:

  1. Первая — это проблемы с поведением и характером, которые мешают детям адаптироваться во внешнем мире и быть успешными, либо мешают им находить понимание в семье и чувствовать себя при этом благополучно и спокойно. Смысл глубинной терапии — помочь ребёнку быть самим собой, понимать себя.
  2. Другой тип ситуаций — это запросы, связанные с какими-то кризисными ситуациями. Это может быть конфликт в школе, переезд, физическая травма, повлёкшая изменения привычной жизни, появление новых членов семьи (брак одного из родителей, рождение брата/сестры), потеря близких (смерть или быстрый развод).

Психика ребёнка формирует поведенческие, личностные, эмоциональные проблемы, особенно если есть сопутствующие неврологические заболевания. В этом случае требуются совместные усилия психотерапевта-психолога и врача. Для того чтобы понять, что именно происходит с разными детьми при одинаковых симптомах и сходных жалобах родителей, нужна тонкая диагностика, опыт работы и чутье. Аналитическая диагностика, как и аналитическая психотерапия требует понимания и расшифровки символического и эмоционального смысла того, что делает и говорит ребёнок.

Игра является языком, с помощью которого ребёнок сообщает о том, что с ним происходит, но родители и окружающие взрослые часто не понимают игру ребёнка. Ребёнок открывает психотерапевту свой внутренний мир в надежде, что психотерапевт сможет понять его. В попытке установить диалог с ребёнком можно использовать игру и рисунок, песочницу, сочинение сказок и фантазирование.

Аналитически ориентированный психотерапевт помимо базовых знаний и набора методик нуждается в способности понять символический язык, различить скрытый смысл в словах и действиях ребёнка, уметь говорить на детском языке. Например, у ребёнка очень нежные отношения с отцом, он очень идеализирует своего папу. Ему при этом трудно развивать свою мужскую идентичность, он не слушается, ведёт себя как "неудачник", т.к. не может быть лучше папы. Мальчик рисует дерево, на ветке которого сидит кот. Терапевт с ребёнком начинает фантазировать про этого кота. Терапевт предполагает, что у кота есть сынок-котёнок и он с невероятной радостью рисует этого котёнка: кот отец и котёнок-сын. Этим ребёнку в воображении предлагается поисследовать и почувствовать созидательный союз с папой, так как это его возрастная потребность, которой мешает бессознательный конфликт (он недостоин папы). Такому рассмотрению не могут научить ни высшие учебные заведения, ни учебники, именно участие в моделировании терапевтической сессии, принятие на себя роли и воспроизведение детской игры в учебной группе даёт возможность участникам занятий пережить опыт терапевтического взаимодействия и потом использовать его в своей работе. Благодаря такому опыту и формируется психологическая интуиция, умение использовать в работе с ребёнком те знания и техники, которые нужны здесь и сейчас с данным конкретным клиентом.

Что является результатом аналитической психотерапии?

Психотерапия не должна делать детей удобными, она позволяет детям развиваться в их индивидуальности. Если родители хотят использовать терапию для подгона ребёнка под шаблон, то это может быть не лучший путь. Метафора терапии — это хорошее понимание. Психотерапия помогает ребёнку понимать окружающих, а родителям понимать своего ребёнка и изменять это понимание по мере его взросления и развития.

Как мы учимся аналитической психотерапии?

Профессиональное мастерство рождается именно в ситуации наставничества или в ситуации практического обучения, когда обучение является производством собственного хорошего опыта, своих собственных навыков, своих идей, упражнений своей уверенности из этого складывается идентичность. Обучение детской терапии — это, прежде всего, формирование способности чувствовать, способности к различению тонких нюансов, развития качеств, необходимых детскому психотерапевту. Это формирование осознанного подхода к организации аналитической психотерапии с детьми. Для детского психотерапевта важно уметь не только работать с ребёнком, но и правильно выстраивать отношения с родителями, преодолеть сопротивление, поддержать мотивацию, удержать границы, развивать родителей. Здесь много задач. Обучение аналитической психотерапии включает знакомство с диагностическими и терапевтическими методиками, развитие понимания психического материала, который предоставляет ребёнок и что с ним должен делать терапевт, работу с клиническими случаями ведущих и супервизии участников группы. Этому не могут научить ни высшие учебные заведения, ни учебники, а только групповое и индивидуальное (супервизия) практическое обучение.

Психология и психотерапия

Другие статьи автора

Мария Прилуцкая: "Радость и интерес к жизни освобождают и оздоравливают нас"

5.0

Аватар специалиста Мария Прилуцкая

Мария Прилуцкая

Мария Прилуцкая: "Радость и интерес к жизни освобождают и оздоравливают нас"

Традиционно за здоровье детей и всей семьи отвечала и отвечает женщина. И это психологически обосновано. При этом важный вопрос, какое место должно быть отведено мужчине, отцу? В медучреждениях можно увидеть три типа семейного поведения: Первый...

Читать далее
Создание символического мира с помощью сендплей

0

Аватар специалиста Мария Прилуцкая

Мария Прилуцкая

Создание символического мира с помощью сендплей

Психотерапевтическая работа бывает, полезна детям разного возраста и по традиции глубинной терапии психоанализа и юнгианского анализа проводится в специально оборудованном кабинете индивидуально с ребёнком. Существуют определённые правила для...

Читать далее
От слов — к делу. Как помочь клиенту приступить к изменениям в реальной жизни

0

Аватар специалиста Мария Прилуцкая

Мария Прилуцкая

От слов — к делу. Как помочь клиенту приступить к изменениям в реальной жизни

От слов — к делу. Но как? "Не могу принять решение" ; "Я всё решил, но не могу начать действовать" ; "Всё понимаю, но не могу заставить себя что-то изменить" ; "Не знаю, как тут поступить, поэтому ничего так и не делаю" ; "Пора перестать, но не...

Читать далее
Здоровый образ жизни с точки зрения психолога

0

Аватар специалиста Мария Прилуцкая

Мария Прилуцкая

Здоровый образ жизни с точки зрения психолога

Взгляд на здоровый образ жизни с позиций аналитической психологии. Об этом побеседовала Юлиана Пучкова с Марией Прилуцкой , аналитическим психологом, автором ряда курсов о терапии психосоматических состояний в рамках психоаналитической...

Читать далее

Статья связана со специалистами

Рекомендуемые мероприятия

Рекомендуемые статьи

Что мешает создать отношения с мужчиной? Пример из практики

0

Аватар специалиста Ольга Милашина

Ольга Милашина

Что мешает создать отношения с мужчиной? Пример из практики

Представления о мужчинах и женщинах, образцах их поведения складываются в раннем детстве.Ребенок наблюдает за окружающими его людьми, и делает выводы.Какие они – женщины? И какими бывают мужчины?В представлении ребенка, все женщины – такие же, как...

Читать далее
Системы отношений - патриархат, матриархат и равноправие

0

Аватар специалиста Мария Якушина

Мария Якушина

Системы отношений - патриархат, матриархат и равноправие

Системы отношений - патриархат, матриархат и равноправие. В какой из этих систем можно построить счастливые отношения? Я понимаю, что есть жесткие приверженцы какой-то конкретной системы, например, системы патриархат. Она, в принципе, сейчас...

Читать далее
Дисфункциональные семьи

0

Аватар специалиста Мария Якушина

Мария Якушина

Дисфункциональные семьи

Дисфункциональные семьи. Как отношения с мамой и папой влияют на построение семьи в дальнейшем? Ребёнок не слышит, что ему говорят. Вы хоть заговоритесь, он не будет слушать, что вы ему говорите. Он будет повторять то, что вы делаете. Те правила в...

Читать далее
Личные границы

0

Аватар специалиста Мария Якушина

Мария Якушина

Личные границы

Личные границы — это понятие, довольно размытое в последнее время. Многие инста-гуру говорят, что личные границы нужно обязательно защищать. Защищать личные границы не нужно. Давайте разберем пример. Вам звонит менеджер банка, который навязывает...

Читать далее