Вернуться на главную

Чистота vs сексуальность: внутренний конфликт и культура

Дата публикации:
14 июля 2024

0

(0)

336

0

0

Аватар специалиста Татьяна Иванова

Татьяна Иванова

автор

Чистота vs сексуальность: внутренний конфликт и культура

В книге Нэнси Куоллз-Корбетт "Святая проститутка. Архетип вечной женственности" раскрывается такая тема, как противостояние между "чистым", но асексуальным восприятием женщины и "грязным", но сексуальным, которое характерно для тех культур, чье восприятие "чистого" и "грязного" раскололо сексуальность на две части. Книга посвящена преимущественно мужчинам, которые попадают в ловушку своего внутреннего конфликта, предпочитая выбирать "чистую" женщину для семьи и "грязную" - для реализации своей сексуальности. Чистота ассоциируется с невинностью, отсутствием или малым количеством сексуальных партнёров. Она возводит женщину к материнскому архетипу, а на влечение к матери есть архаичный запрет, табу. Соответственно, она выбирается мужчиной на роли матери - как для будущих детей, так и отчасти для него самого, если в семье патриархального типа она будет заниматься хозяйством (например, кормить его, как мать).

Другие женщины воплощают собой сексуальность, они искушённые, раскрепощённые и открытые в проявлении своего сексуального интереса, что, с одной стороны, вызывает сексуальное возбуждение, с другой - не даёт сложиться проекции "матери". Партнёрства с ними могут быть затруднены, поскольку они независимы и прямы в своих пожеланиях.

Выбирая "чистый" типаж для брака, мужчина одухотворяет подобную женщину, но при этом с ней он не может раскрыть свою сексуальность. И дело не только в отсутствии опыта и знания себя, но также в закрепощённости. Выбирая полюс "чистоты", женщина отрекается от собственной сексуальности, в связи с чем вернуть с этой сексуальностью связь бывает затруднительно даже на приёме у сексолога. Разрыв связи между сексуальностью и личностью и окрас свободной сексуальности чувством стыда возникает ещё в раннем детстве под влиянием воспитания и культуры. В дальнейшем наладить с такой женщиной сексуальную жизнь будет трудно, поскольку, во-первых, она будет всячески этому препятствовать, а во-вторых, её восприятие как "святой" будет мешать этому процессу. Святую нельзя хотеть, её нельзя "пачкать". Поэтому для реализации сексуальности мужчина может начать изменять - именно с теми, которых он считает "грязными", но которые более раскрепощены, открыты, в большей степени воспринимаются не как "небесные", а как "земные", и с ними можно, с ними нет запрета, но к ним нет уважения.

Подобный конфликт описан в книге, как характерный для мужчин, но в то же время он может встречаться и у женщин. Когда, например, женщине важно выбрать мужчину, который был бы ближе к архетипу "святого", чем "охотника" или "мачо". Два этих типажа мужественности описаны у антрополога И.С. Кона. "Святой" - тихий, спокойный, и его сила в отречении, в преодолении страстей и контроле над ними, в аскезе. Он отрешённый, его слабо волнуют перипетии земного мира и что-либо материальное. Он делает ставку на интеллект, а не тело. "Мачо" реализуется на земле и представляет собой земную фигуру. Выбирая "святого", женщина точно так же отказывается от реализации сексуальности с ним, как и мужчина, выбирая "святую". "Святому" мужчине интересно духовное, а не земное. В сфере сексуальности он закрепощён, подавлен и не считает её значимой. И как бы он ни старался, как бы ни оттачивал технику, на уровне контакта он остаётся безучастным, ему интереснее небо и звёзды. А, поскольку отщеплённая от брака сексуальность остаётся значимой сферой для многих людей, и они не очень согласны на жизнь без секса, сексуальность начинает искать себе выход в других любовных увлечениях, что создаёт угрозу для брака. Таким образом, причиной часто возникающих в браке сексуальных проблем является расщепление психики. "Святость" отщепляется от "сексуальности", они становятся противоположностями вместо того, чтобы сосуществовать в одном человеке и в одном союзе. Сексуальность выносится в Тень "святости", её сила крепчает, а, будучи неосознанной, она хуже поддаётся контролю. Отсюда идёт причина измен по типу "так вышло", "случайно получилось" и т.д.

Нэнси Куоллз-Корбетт в своей книге приводит примеры культур и обычаев, в которых нет расщепления между святостью и сексуальностью, а сама сексуальность содержит в себе священное. Например, храмовое жречество или тантрические практики. В них сексуальность служит духовности, сексуальность и духовность не противоречат друг другу, а реализуются совместно, что позволяет снять внутренний конфликт и достичь целостности в одном союзе вместо того, чтобы отщеплять сексуальность и выносить её куда-то вовне.

Резюмируя, можно отметить, что, пока человек находится в плену данного конфликта и считает сексуальность "грязной", выбирая "чистоту", он вынужден не выбирать сексуальность. И, выбирая сексуальность, он не выбирает чистоту. Если в отношениях для него важно и духовное, и физическое, в результате такого внутреннего конфликта одна из составляющих отсекается, что вызывает последующую неудовлетворённость выбором и стремление компенсировать недостающее. Только соединив эти противоположности, он сможет целостно переживать душевно-духовное чувство и сексуальное влечение одновременно.

Вопрос того, что именно и зачем выбирать, остаётся на усмотрение каждого. Внутренний конфликт может быть интегрирован и разрешён, а может так и остаться конфликтом. Однако при этом важно осознавать психологические механизмы, которые стоят за каждым выбором, чтобы этот выбор делался сознательно и ответственно.

Понимание себяИсполнение желанийПроблемы в отношенияхДостижение целейСексуальностьПсихология и психотерапияСаморазвитиеКультурное развитие

Другие статьи автора

Цель как императив: принудительный целецентризм современной культуры

0

Аватар специалиста Татьяна Иванова

Татьяна Иванова

Цель как императив: принудительный целецентризм современной культуры

В современной психологии и культуре наблюдается феномен центрирования внимания человека на целях. Негласно подразумевается, что у всего должна быть какая-то цель, а человек должен быть целеустремлённым, что постулируется в качестве нормы, и это...

Читать далее
Почему конфликты затягивают и затягиваются?

0

Аватар специалиста Татьяна Иванова

Татьяна Иванова

Почему конфликты затягивают и затягиваются?

В повседневной жизни и психотерапевтической практике можно встретить ситуацию затяжных конфликтов, которые отбирают немало сил у обеих сторон, но не ведут к конструктивному для каждой из них результату. Подобные конфликты могут возникать как в...

Читать далее
Мужчины с материнским комплексом. Как распознать и что делать?

0

Аватар специалиста Татьяна Иванова

Татьяна Иванова

Мужчины с материнским комплексом. Как распознать и что делать?

Своевременное распознание мужчин с материнским комплексом становится особенно актуальным для женщин, которые находятся в поиске партнёра и/или уже обожглись на отыгрывании материнской роли в романтических отношениях. Далеко не каждой женщине...

Читать далее
Где моя экзистенция?

0

Аватар специалиста Татьяна Иванова

Татьяна Иванова

Где моя экзистенция?

Понятие экзистенции в психологии и философии является тонким и эфемерным. Трудно простыми словами ответить на вопрос "что такое экзистенция?", хотя можно попробовать интуитивно нащупать её в раскрытии человеком своей внутренней свободы,...

Читать далее

Статья связана со специалистами

Рекомендуемые мероприятия

Рекомендуемые статьи

ПАСХА И АСТРОЛОГИЧЕСКИЕ СОБЫТИЯ

0

Аватар специалиста Валерия Маркина

Валерия Маркина

ПАСХА И АСТРОЛОГИЧЕСКИЕ СОБЫТИЯ

Важно заметить, что оба эти аспекта имеют свои особенности и символику, которая переплетается на удивление гармонично. Празднование Пасхи сочетается с началом нового космобиологического цикла, связанного с природой, весенним равноденствием и...

Читать далее
Рамки - сделать то, что не делали раньше!

0

Аватар специалиста Анатолий Баимов

Анатолий Баимов

Рамки - сделать то, что не делали раньше!

Что такое рамки сами по себе? Кто и как вывел формулу рамок? Кто их нам устанавливает, и где они находятся, эти самые рамки? И в чем проблема, если говорят многие, что это плохо? У каждого, из нас есть, эти самые рамки. И формируются они еще с...

Читать далее
Как балет "Щелкунчик" напугал весь западный мир

5.0

Аватар специалиста Татьяна Нечаева

Татьяна Нечаева

Как балет "Щелкунчик" напугал весь западный мир

Во многих странах мира запретили балет Чайковского "Щелкунчик". Ну уж... А Щелкунчик то в чем провинился. Вы можете смотреть на этот запрет с той стороны с которой вам показывают Великие Запретители. Но это не про меня. У меня свои исследования....

Читать далее
С чего начать, когда я просто в клетке? Отрывок из переписки.

0

Аватар специалиста Елена Нестеренко

Елена Нестеренко

С чего начать, когда я просто в клетке? Отрывок из переписки.

...."Елена, вы описали мою кармическую ситуацию. Такая же проблема и денежным каналом и работой и детьми. С чего начать, когда я просто в клетке? Выхода не вижу". Добрый день, Наталья. Как бы нам не нравилось поведение других людей, но на...

Читать далее