Четыре типа детей. Пойми меня, мама!
1225
0
0
1225
0
0
Современная психология выделяет четыре типа детей. Рассмотрим особенности каждого типа.
Эти дети более эмоциональны и чувствительны, чем другие и их внутреннее ощущение безопасности не столь велико, как у других детей. Для них характерна склонность жаловаться, что очень беспокоит их родителей, если они не относятся к этому типу. Это часто рассматривается как избалованность и капризность, слабость характера, но это не так. Просто этот ребёнок очень нуждается в сочуствии и понимании. Если он жалуется, что он упал и у него болит коленка, не надо говорить, что царапина маленькая, и что это ерунда. И самое глупое, что можно придумать — пытаться их переключить и тем более развеселить. Лучше скажите, что понимаете как ему больно, он сразу успокоится. Ему очень важно быть понятым. А недостаток сочувствия приведёт к напряжению в отношениях.
Этим детям потребуется больше времени на то, чтобы переключиться с одной деятельности на другую, не стоит их торопить. Иначе они начнут капризничать и сопротивляться. Лучше заранее предупредить их, допустим, что когда ты достроишь гараж из кубиков, мы пойдём гулять. Для них важно закончить одно дело, а уже потом браться за другое. Очень сопротивляются эти дети, если пытаться их с кем-то познакомить. При этом родители, не относящиеся к этому типу, просто недоумевают, и считают, что с их ребёнком что-то не так. Не надо ждать от этих детей чудес коммуникации. И если вы оставите его в детской комнате с другими детьми на дне рождения и уйдёте, вряд ли он там с кем-то познакомится. Придя через час, вы увидете, что он сидит в углу и играет один, или даже плачет и рвётся к маме. Гораздо эффективнее будет, если вы просто создадите ему условия для общения: дома, с одним или двумя детьми, желательно не агрессивными, лучше такой же природы. Когда он научится общаться с детьми своей природы, то он будет готов общаться с детьми и других типов. Таких детей очень важно научить прощать, делиться своими эмоциями, важно их не наказывать за их негативные эмоции.
Если их нужды удовлетворены, их не ругают за боязливость, не стыдят за проявление негативных эмоций и сентиментальность, то из них вырастают наблюдательные, мягкие, сострадательные, творческие люди, очень хорошие собеседники, они очень хорошо имеют слушать других и самое главное — они всегда счастливы помочь другим. Это те дети, которые впоследствии станут хорошими преподавателями, психологами, духовными наставниками, врачами.
Этих детей так не волнуют внутренние переживания, как предыдущий тип, для них главное — действовать. Такие дети очень успешны, если у них есть план. Он всегда готов идти вперёд и вести за собой других. Дети легко выходят из-под контроля родителей, если нет системы ожиданий и плана действий.
Для этих детей самое важное условие — иметь план действий и он должен быть им понятен. Родитель, разговаривая с ребёнком такого типа, чётко опрелеляет последовательность действий, он говорит, что сейчас мы идём в зоопарк, потом — на аттракцион. На каждом аттракционе ты катаешься по три раза. Все чётко и ясно. Самое непонятное для такого ребёнка, если ему скажут: "Иди и поиграй в своей комнате во что-нибудь". Он не знает, во что. А самым страшным наказанием будет: "Сядь и посиди". Так вы его лишили возможности действовать, не объяснив, сколько надо посидеть.
Эти дети очень любят находиться в центре внимания, в гуще событий. Отправить его в свою комнату для того, чтобы он там был один — самое тяжёлое наказание. Ключевая фраза, по которой вы узнаете этого ребёнка: "Это нечестно". Если вы слышите эту фразу из комнаты, где играют дети — знайте, она принадлежит ребёнку активного типа.
Таким детям очень важно быть под контролем родителей. Они могут уважать только уверенных и компетентных руководителей и следовать его наставлениям. Важной в их жизни является фигура тренера или наставника.
Этот ребёнок не испытывает недостатка в энергии. Если вы стоите и ждёте автобус на остановке, предложите ему бегать на время от столба к столбу. Это ему точно понравится. Они мучительно переживают покой. Если он ждёт что-то, то это мучительно. Надо дать какую-то работу или игру.
Самый эффективный метод познания для него — действовать, несмотря на ошибки. Обучение в основном — в действии. Если сопротивляется — лучше самому начать действовать. Например, родитель говорит ребёнку: "Давай соберём игрушки" и начинает собирать разбросанные игрушки. У ребёнка возникает естественные желание действовать. Вскоре он присоединится. Это будет эффективнее, чем если ему сказать: "Иди и убери игрушки". В конце, когда вы уже убрались, важно сказать: "Посмотри, как здорово мы с тобой убрались. Так никто не сможет убраться. Какие мы с тобой молодцы!" Успехи и достижения очень важны для них. Они очень сильно мотивируются достижениями.
Никогда его нельзя критиковать в присутствии других. Учителям надо объяснить, что их нельзя поднимать перед всем классом и подчёркивает его ошибку. Это является разрушительным для отношений. Любая критика должна быть сделана с глаза на глаз или ненавязчиво и незаметно для окружающих, только ему известным жестом. Из них вырастают администраторы, воины и руководители, им нравится власть.
Восприятие мира и отношение с людьми — основа их личностного развития. Им важно видеть, слышать, попробовать на вкус. Матери таких детей очень часто жалуются на то, что они за все берутся, но ничего не может закончить. Четыре раза сходил на теннис, три раза на танцы и т.д. Им важно попробовать все, важно все успеть. Им просто не нравится рутина.
Родителям не следует паниковать по этому поводу. Просто их дети любят перемены, для них движение — жизнь. Движение — акт разнообразия. Если он сопротивляется — не спешите ругать его, может быть ему просто нужны перемены. Маме маленького коммуникатора хорошо бы иметь в сумочке широкий ассортимент ключей, игрушек и других мелочей, чтобы вовремя удовлетворить его потребность в разнообразии.
Иногда у него возникает раздражение на рутину, он может отказываться идти в садик просто потому что его раздражает, что каждый день одно и то же, никакого разнообразия. Попробовать пойти другим маршрутом или в другой одежде — неплохой выход из ситуации.
Самые весёлые оптимистичные дети, очаровательны, нравятся всем. Заражают своим оптимизмом окружающих. Они общительны разговорчивы. Быстро вступают в контакт. Но их привязанности не глубоки. Могут быть поверхностны и не надёжны. Серьёзная тема для конфликтов — беспорядок в их комнате. Надеяться на то, что там когда-то будет порядок, не стоит. Лучше убирайтесь сами. Хаос — часть их природы. Когда они подрастут, из них получатся отличные продавцы.
Для этих детей очень важно знать, что произойдёт дальше. Они должны знать, чего им ждать, новые неожиданные ситуации их страшат. Эти дети медлительны от природы. Не стоит их торопить, лучше дать время освоиться, принять изменения. Для них очень важен режим. Сейчас — время для игр, а сейчас — для сна и т.д. Важно, чтобы одежда была на одном и том же месте. Он должен знать, что все под контролем, все спокойно и упорядочено.
Эти дети самые добросердечные. Всегда готовы помочь другим. Главное для них — чтобы все было, как намечено, все было обдумано.
Отличительной их чертой является то, что они не будут ничего делать, если их не побуждают к чему-либо, т.е. будет просто лежать и ничего не делать. Важно их направлять, показать цель. Могут впадать в апатию. Поддержка родителей очень важна для них.
Очень важно научить их проявлять больше инициативы, им важно показать, что вы в курсе того, что будет происходить. Отношения со сверстниками не всегда легко строят, им нужно время, чтобы адаптироваться к новой среде. У них очень хорошо будет получаться делать что-либо своими руками. Они достаточно скрупулёзны и усидчивы. Лучше будет, если они освоят какое-либо ремесло и станут мастером своего дела.
Как мы видим, не бывает плохих детей. Бывают дети с другой, отличной от нашей природой. И важно учитывать это при взаимодействии с ними.