Цель: своя или не своя?
372
0
0
372
0
0
Обиднее всего бывает осознавать, что лестница, по которой ты карабкался всю жизнь, приставлена не к тому окну.
Знаешь, на тренинге люди часто жалуются мне на то, что не могут отличить "своё" от "не-своего" по жизни. И просят с этим помочь. Действительно, запрос серьёзный — от правильно поставленных целей и задач без преувеличения зависит всё течение жизни. Но для тебя это, конечно, далеко не новость. Каждый об этом слышал, все про это знают.
Почему же тогда в конкретной жизненной ситуации постоянно ошибаются? Отчего так трудно бывает понять, что твоё — и сделать правильный выбор? Посмотри вокруг: мир переполнен людьми, которые оголтело заняты реализацией не-своих целей. А значит, живут не свою жизнь.
Например, Маша, 28 лет — бухгалтер. Вот уже 5 лет как бухгалтер. И последние 4 с половиной из них работу свою искренне, всеми фибрами души — ненавидит. Терпит ежедневное бессмысленное высчитывание на калькуляторе и заполнение осточертевших экселевских табличек только ради денег. При этом давайте спросим Машу, кем она хочет стать. Немного подумав, отвечает: "Главным бухгалтером". Как изменится её жизнь после "повышения"? Да почти никак: придётся делать примерно то же — в ещё большем объёме и с большей юридической ответственностью. Спрашивается, зачем главным бухгалтером? К тому ли окну приставлена лестница Маши? Сомнительно.
Я сейчас привожу типичный для нашего времени пример постановки целей. Маша пришла на тренинг с просьбой добавить ей "мотивации". На мой взгляд, такие запросы больше напоминают изощрённое самоизнасилование. Если расшифровать, перевести на русский язык эту "замечательную" цель, получится примерно следующее: "Научите, как бы мне покруче себя заставить делать то, чего я делать совсем не хочу, чтобы получить результат, который будет меня раздражать, угнетать и выворачивать наизнанку каждый день моей дальнейшей жизни".
Давай задумаемся: что будет через 10 лет, если я (не дай бог) придам ей мотивации на реализацию этой цели, и Маше (как человеку амбициозному и энергичному) удастся-таки достичь заявленного? А будет вот что: эмоциональное выгорание, тотальное отвращение к работе и жизни в целом, демотивация. Бездумный, механический труд, не приносящий никакого удовольствия, вымывающий остатки радости из серых, унылых, монотонных будней. И это — 5 дней в неделю. Напоминаю, из 7. То есть большую часть активного, бодрствующего времяпрепровождения. И — что характерно — абсолютно добровольно! Никто ведь Машу не заставлял, сама "захотела".
Получается как в "весёлом" детском сочинении: "Анна Каренина бросилась под поезд, и тот ещё долго влачил её жалкое существование…"
Может быть, "в консерватории что-то подправить"? Поработать с образом будущего? Поменять формулировку цели так, чтобы она приносила радость и удовольствие?
Давай уточним, откуда у Маши вообще появилась такая цель?
Если копнуть поглубже, выяснится, что в юношестве мама Маши хотела стать бухгалтером, а стала — швеёй-мотористкой. Образования у неё подходящего не было. Поэтому и настояла, чтобы дочка пошла учиться в соответствующий ВУЗ. А у самой Маши в детстве были ярко выраженные художественные способности. Отлично получалось рисовать у девочки. Мама до некоторых пор это даже одобряла. Но когда Маша подросла, и встал вопрос о профессии, озвучила следующее: "Это кем же ты будешь, когда вырастешь, а? Художницей, что ли? Нет уж, давай получи нормальную специальность, чтобы было всё, как у людей. А потом уже будешь развлекаться в своё удовольствие".
Вот так и получилось, что реализует Маша не свою цель, а мамину. А жизнь-то на это уходит своя…
И забыла она уже о своих детских мечтах и фантазиях. И после работы рисовать как-то… не тянет. Сил нет. Силы есть только на то, чтобы завалиться на диван перед телевизором с чем-то вкусненьким и забыться.
М-да… Пример, конечно, невесёлый. Но, к сожалению, такой частый в окружающей нас жизни. Миллионы людей живут именно так. Поэтому я вынужден был начать с него.
Итак, что можно вынести из этого печального примера?
Давай рассмотрим ещё две жизненные истории:
Казалось бы, человек прожил одинаковое количество лет и в том, и в другом сценарии. Результат тоже один — смерть. Но что-то всё-таки отличает эти жизни друг от друга. Правда?
И нескромный вопрос: какой сценарий лично ты для себя предпочёл?
Хорошая жизнь определяется количеством моментов, прожитых в состоянии счастья от реализации своего любимого дела. Обычно это означает параллельно и самореализацию [i].
Вот в чём ошибка Маши, вот в чём ошибка Саши-1: при постановке цели не учитывалось, будет ли приносить удовольствие сам процесс реализации. А если этот пункт и учитывался, то отбрасывался, как малозначимый. Ведь важнее результат. А в результате — вся жизнь вместо удовольствия и радости превращается в суровую бытовую рутину. Из-за одного малозначимого пункта…
Вывод: Полезно ставить цели так, чтобы и процесс их достижения, и результат приносил удовольствие. Только в этом случае можно с уверенностью сказать, что цель "твоя". Потом ты не пожалеешь о потраченном времени. И лестница, по которой ты взбирался к своему окну, будет поднята выше и послужит тебе для достижения следующих целей.
[i] Тогда и людям вокруг радостнее. Всегда приятнее иметь дело с реализованным, нашедшим себя человеком.
Антон Безмолитвенный: НЛП-интервью
Ходят слухи, что первое образование у тебя — философское? Что ты кандидат философских наук. И, живя в Москве, преподавал в МГУ, МЭИ и МосГУ. Как сочетается философия и тренинги? — Прекрасно. Разверну свой ответ: Наверное, каждый из нас в школе и...
В чём причина эффективности НЛП?
Часто на тренингах мне задают вопрос: "В чем причина эффективности НЛП?". В двух словах ответить на него нелегко. Для освещения только одной из причин понадобилась целая статья. Но обо всём по порядку. Давайте рассмотрим полный цикл обучения....