Вернуться на главную

Цель: своя или не своя?

Дата публикации:
4 апреля 2012

3.0

(1)

372

0

0

Аватар специалиста Антон Безмолитвенный

Антон Безмолитвенный

автор

Обиднее всего бывает осознавать, что лестница, по которой ты карабкался всю жизнь, приставлена не к тому окну.

Знаешь, на тренинге люди часто жалуются мне на то, что не могут отличить "своё" от "не-своего" по жизни. И просят с этим помочь. Действительно, запрос серьёзный — от правильно поставленных целей и задач без преувеличения зависит всё течение жизни. Но для тебя это, конечно, далеко не новость. Каждый об этом слышал, все про это знают.

Почему же тогда в конкретной жизненной ситуации постоянно ошибаются? Отчего так трудно бывает понять, что твоё — и сделать правильный выбор? Посмотри вокруг: мир переполнен людьми, которые оголтело заняты реализацией не-своих целей. А значит, живут не свою жизнь.

Например, Маша, 28 лет — бухгалтер. Вот уже 5 лет как бухгалтер. И последние 4 с половиной из них работу свою искренне, всеми фибрами души — ненавидит. Терпит ежедневное бессмысленное высчитывание на калькуляторе и заполнение осточертевших экселевских табличек только ради денег. При этом давайте спросим Машу, кем она хочет стать. Немного подумав, отвечает: "Главным бухгалтером". Как изменится её жизнь после "повышения"? Да почти никак: придётся делать примерно то же — в ещё большем объёме и с большей юридической ответственностью. Спрашивается, зачем главным бухгалтером? К тому ли окну приставлена лестница Маши? Сомнительно.

Я сейчас привожу типичный для нашего времени пример постановки целей. Маша пришла на тренинг с просьбой добавить ей "мотивации". На мой взгляд, такие запросы больше напоминают изощрённое самоизнасилование. Если расшифровать, перевести на русский язык эту "замечательную" цель, получится примерно следующее: "Научите, как бы мне покруче себя заставить делать то, чего я делать совсем не хочу, чтобы получить результат, который будет меня раздражать, угнетать и выворачивать наизнанку каждый день моей дальнейшей жизни".

Давай задумаемся: что будет через 10 лет, если я (не дай бог) придам ей мотивации на реализацию этой цели, и Маше (как человеку амбициозному и энергичному) удастся-таки достичь заявленного? А будет вот что: эмоциональное выгорание, тотальное отвращение к работе и жизни в целом, демотивация. Бездумный, механический труд, не приносящий никакого удовольствия, вымывающий остатки радости из серых, унылых, монотонных будней. И это — 5 дней в неделю. Напоминаю, из 7. То есть большую часть активного, бодрствующего времяпрепровождения. И — что характерно — абсолютно добровольно! Никто ведь Машу не заставлял, сама "захотела".

Получается как в "весёлом" детском сочинении: "Анна Каренина бросилась под поезд, и тот ещё долго влачил её жалкое существование…"

Может быть, "в консерватории что-то подправить"? Поработать с образом будущего? Поменять формулировку цели так, чтобы она приносила радость и удовольствие?

Давай уточним, откуда у Маши вообще появилась такая цель?

Если копнуть поглубже, выяснится, что в юношестве мама Маши хотела стать бухгалтером, а стала — швеёй-мотористкой. Образования у неё подходящего не было. Поэтому и настояла, чтобы дочка пошла учиться в соответствующий ВУЗ. А у самой Маши в детстве были ярко выраженные художественные способности. Отлично получалось рисовать у девочки. Мама до некоторых пор это даже одобряла. Но когда Маша подросла, и встал вопрос о профессии, озвучила следующее: "Это кем же ты будешь, когда вырастешь, а? Художницей, что ли? Нет уж, давай получи нормальную специальность, чтобы было всё, как у людей. А потом уже будешь развлекаться в своё удовольствие".

Вот так и получилось, что реализует Маша не свою цель, а мамину. А жизнь-то на это уходит своя…

И забыла она уже о своих детских мечтах и фантазиях. И после работы рисовать как-то… не тянет. Сил нет. Силы есть только на то, чтобы завалиться на диван перед телевизором с чем-то вкусненьким и забыться.

М-да… Пример, конечно, невесёлый. Но, к сожалению, такой частый в окружающей нас жизни. Миллионы людей живут именно так. Поэтому я вынужден был начать с него.

Итак, что можно вынести из этого печального примера?

  1. Не своя цель — не радует. Почему? Потому что в этом случае нет удовольствия от самого процесса. Ставятся такие цели только ради результата (обычно значимого для окружающих). Но давай задумаемся, каков результат жизни? Не в возвышенно-метафизическом смысле ("память, живущая в сердцах людей…"), а в самом бытовом, практическом? Результат один — смерть. Это если по-честному. Жизнь коротка, потерпи немного. Продолжая коллекцию грустных анекдотов… Жизнь — это процесс. В таком случае полезно и воспринимать её как процесс — наслаждаться тем, что есть, а не тем, что "может быть будет". Если относиться к ней, как к игре на результат, она проходит как страшный сон, наполненный каждодневным напряжением и борьбой, и, оглядываясь назад (перед окончательным результатом), человек удивляется — где "это всё, что должно было быть у меня"? Радость, экстаз, упоение, вдохновение… Получается как в известном анекдоте: "Поймал мужик золотую рыбку. И говорит ей: "Слушай меня, рыбка! Хочу, чтобы у меня всё было!" А та отвечает: "Отлично, мужик. У тебя всё было"". Кстати, отсюда можно сделать ещё один вывод — от противного:
  2. Своя цель — доставляет удовольствие в процессе достижения. Собственно, удовольствие и доставляет сам процесс. Как в анекдоте про известного жизнелюба поручика Ржевского… Впрочем, хватит уже анекдотов, не буду здесь его приводить.

Давай рассмотрим ещё две жизненные истории:

  • История "Саша-1": родился в обычной семье, учился в школе хорошо — так настаивали родители. Почти золотая медаль — всего 3 четвёрки в аттестате. Затем выбор института — как подсказывали родители: "Надо идти в нормальный ВУЗ на хорошую специальность. Ведь это же залог успеха". В результате в нужный ВУЗ его "пропихнули", хотя сам он никакой радости от "выбранной" специальности не испытывал. Затем поиски работы: оказывается, после института никто "с руками не отхватывал" и особо брать не спешил. Кое-как устроился. А дальше — "надо строить успешную карьеру" — так говорили все: родственники, друзья, телевизор, газеты, журналы, общество. Все. И потянулись будни — работа, работа, работа, нудная и отупляющая, вечера с пивом перед телевизором. Дни летят с каждым годом всё быстрее и быстрее. Возникает ощущение, что жизнь несётся мимо него, а он… просто не успевает. Ничего не успевает. И с каждым ощущение бессмысленности растёт — пустота и очерствелость, которые теперь надёжно поселились в нём вместо счастья и радости. Но всё это казалось только подготовкой к жизни, которую нужно "перетерпеть", пережить и дождаться. Каждый день Саша ждал чего-то, какого-то невероятного события, после которого он "прыгнет" в счастье и начнёт жить по-настоящему: так, чтобы каждый день был наполненным смыслом, весёлым, лучезарным и радостным. Только вот что-то событие почему-то не приходит, добрый ангел (может быть, Дед Мороз?) не прилетает. Саша так и не "прыгает". В результате остаток жизни выглядит так: работа, работа, работа, смерть в 68 лет. Уф-ф… Ну всё, хватит уже грустных примеров. Теперь — только хорошие. И вот вторая история:
  • История "Саша-2": родился в обычной семье, детский сад, потом школа, но в 3-ем классе школы у этой инкарнации Саши зародилась своя цель — рисовать. Саша рос, взрослел, лелея собственную мечту. И когда встал вопрос о том, куда пойти учиться, он спокойно и уверенно сказал — "Я пойду в художественный ВУЗ". Конечно, это не вызвало энтузиазма у родителей. Связей такого рода у них не было. И они ответили: "Как хочешь, но тогда поступать будешь сам. Ничем не поможем. Мы тебя предупреждали". Поначалу было очень сложно, приходилось подрабатывать, чтобы оплатить курсы и репетиторов; кроме того, каждый день он был вынужден преодолевать психологическое давление со стороны родителей и учителей в школе, но Саша был твёрд в реализации своего намерения, увлечённо занимался подготовкой к выбранному делу жизни, и вот долгожданный день настал — Саша поступил в свой ВУЗ. Сам. Затем увлечённо учился, параллельно рисуя и выполняя заказы (всё — в удовольствие, потому что это его выбор, никто не заставлял), потом стал дизайнером, затем освоил html и flash, переехал за рубеж, устроился в крупную контору, после этого через несколько лет открыл свою успешную и процветающую компанию по веб-дизайну. И много ещё всего интересного было в жизни Саши-2: путешествия, любимая женщина, уважение и благодарность окружающих, наследники, которые гордились им. До конца жизни занимался он делом, которое приносило ему удовольствие и радость людям вокруг. А умер, как и Саша-1, в 68 лет.

Казалось бы, человек прожил одинаковое количество лет и в том, и в другом сценарии. Результат тоже один — смерть. Но что-то всё-таки отличает эти жизни друг от друга. Правда?

И нескромный вопрос: какой сценарий лично ты для себя предпочёл?

Хорошая жизнь определяется количеством моментов, прожитых в состоянии счастья от реализации своего любимого дела. Обычно это означает параллельно и самореализацию [i].

Вот в чём ошибка Маши, вот в чём ошибка Саши-1: при постановке цели не учитывалось, будет ли приносить удовольствие сам процесс реализации. А если этот пункт и учитывался, то отбрасывался, как малозначимый. Ведь важнее результат. А в результате — вся жизнь вместо удовольствия и радости превращается в суровую бытовую рутину. Из-за одного малозначимого пункта…

Вывод: Полезно ставить цели так, чтобы и процесс их достижения, и результат приносил удовольствие. Только в этом случае можно с уверенностью сказать, что цель "твоя". Потом ты не пожалеешь о потраченном времени. И лестница, по которой ты взбирался к своему окну, будет поднята выше и послужит тебе для достижения следующих целей.

[i] Тогда и людям вокруг радостнее. Всегда приятнее иметь дело с реализованным, нашедшим себя человеком.

Психология и психотерапияСаморазвитие

Другие статьи автора

Антон Безмолитвенный: НЛП-интервью

5.0

Аватар специалиста Антон Безмолитвенный

Антон Безмолитвенный

Антон Безмолитвенный: НЛП-интервью

Ходят слухи, что первое образование у тебя — философское? Что ты кандидат философских наук. И, живя в Москве, преподавал в МГУ, МЭИ и МосГУ. Как сочетается философия и тренинги? — Прекрасно. Разверну свой ответ: Наверное, каждый из нас в школе и...

Читать далее
В чём причина эффективности НЛП?

5.0

Аватар специалиста Антон Безмолитвенный

Антон Безмолитвенный

В чём причина эффективности НЛП?

Часто на тренингах мне задают вопрос: "В чем причина эффективности НЛП?". В двух словах ответить на него нелегко. Для освещения только одной из причин понадобилась целая статья. Но обо всём по порядку. Давайте рассмотрим полный цикл обучения....

Читать далее

Статья связана со специалистами

Смотрите также