Вернуться на главную

Бодинамические структуры характеров

Дата публикации:
30 июня 2015

0

(0)

384

0

0

Аватар специалиста Инесса Колоколова

Инесса Колоколова

автор

Бодинамические структуры характеров

В этой статье хочу осветить тему ранних нарушений, с которыми редко работает психолог. Я считаю её очень важной, так как она имеет огромное значение в жизни каждого из нас. В случае, когда стрессовые ситуации или проблемы начинаются в детском возрасте, мы можем быстро среагировать и пойти к психологу, исправив проблему. Но когда ребёнок ещё в младенчестве или в утробе матери, и там происходят существенные изменения и возникают проблемы — их мало кто может решить на этой стадии. А потом ребёнок вырастает, всё забывается и казалось бы, что было — то было, но в жизни этого ребёнка происходят очень странные вещи. А причина кроется в тот самом периоде, с которым мало кто работает. Наверняка многие женщины помнят, как проходили беременность и роды, и уже по этому периоду можно судить об особенностях малыша. Одна моя клиентка говорила: "Я не могла есть и половины из любимых продуктов, а когда пришло время рожать, рожала долго, ребёнок слабо отталкивался… и теперь, когда она выросла, мне в жизни всё время приходится её подталкивать, иначе её не дождёшься. Очень медлительная…". Это со стороны мамы, которая интересуется популярной психологией. Но что же мы увидим, обратившись к бодинамике, телесному подходу.

"Мы считаем, что развитие личности начинается ещё до её рождения и продолжается до пубертата (12–13 лет). Этим наша теория отличается от большинства других теорий личности. Человек, как и его телесная структура, не является статичным образованием. Мы меняемся в зависимости от получаемой поддержки, от вызовов, которые бросает нам жизнь, вследствие психотерапии и других форм личностного роста". (Выдержка из текста Marrianne Bentzer, Steen Jorgensen, Lisbeth Marcher "The Bodynamic Character Structure Model. Energy and Character").

В бодинамике принято считать, что есть несколько стадий развития ребёнка, в соответствии с которыми возникают психологические особенности и формируются определённые группы мыщц. На каждой стадии психомоторного развития ребёнок осваивает новые для себя моторные навыки, что идёт параллельно формированию психологических особенностей. В каждый период могут сформироваться три типа мышц: гипо-ответ (мышца слабая, быстро сдающаяся), гипер-ответ (мышца сильная, очень напряжённая), нейтральная отзывчивость (мышца при необходимости напрягается и расслабляется). Мы можем проверить эластичность мышц, определить и измерить её при пальпации. Первая позиция связана с большей пассивностью, отказом от деятельности, капитуляцией и коллапсом. Она формируется в случае, когда стресс слишком силён для ребёнка, и он "сдаётся", опускает руки, перестаёт бороться, либо когда нарушение нормального развития происходит на ранней стадии. Поздняя позиция формируется, если стресс или нарушение не слишком сильны и происходят на поздней стадии возрастного периода и она характеризуется сдерживанием, сопротивлением, напряжением. Нейтральная отзывчивость формируется при ресурсном выходе из состояния стресса, умении напрягаться и сопротивляться, а также при преодолении стресса перестать бороться, расслабиться.

В бодинамической структуре описано восемь периодов развития, начиная от 2 триместра беременности и заканчивая подростковым возрастом, в соответствии с которыми развивается определённая структура психики человека.

Стадии, как правило, плавно переходят одна в другую, при этом ребёнок может проживать две стадии одновременно при переходе от одной к другой. В идеале все дети проходят все возрастные периоды и осваивают все три позиции характера, приобретают свойственные каждой позиции ресурсы и защитные механизмы.

Во взрослой жизни человек реагирует в соответствии со сформировавшейся структурой. В периоды стресса, сильных потрясений нарушенная структура может так или иначе проявляться, преобладать в этот период жизни. В следующих статьях рассмотрим каждую структуру более подробно.

Есть ещё одно отличие в работе в бодинамическом подходе: помимо терапевтической работы с клиентом, ему даются физические упражнения на развитие ресурсной структуры, которые помогаю сохранить результат, изменить поведение в нужное русло. Клиент, выполняя эти простые на первый взгляд упражнения, с помощью тела меняет свою жизнь, реакцию на ситуацию, решает свою проблему. Терапия с клиентами в бодинамическом подходе даёт стойкие хорошие результаты и прорабатывает проблему на глубинном уровне.

Из отзывов клиентов:

  • "Я не думала раньше, что смогу избавиться от этой проблемы никогда (очень сильная неуверенность в себе, слабая позиция в обществе, в жизни) и мне придётся смириться с тем, что со мной происходит. А после терапевтической сессии я ощущаю много любви, устойчивости и радости, что смогла это преодолеть! Особенно важны были для меня поддержка рукой моей спины психологом, я так чувствовала себя, как будто заново учусь жить. Жить в радости и уверенности".
  • "Я думал, я никогда не смогу сказать отцу эти слова, я думал, никогда его не прощу, что он нас оставил. Но теперь я понимаю, что это освободило меня. Я перестал быть суровым, жёстким и наконец-то расслабился. Это здорово — уметь относиться к проблеме по-другому! Не как комок нервов и напрягаться, становиться камнем, а по-другому".
Психология и психотерапияЗабота о теле

Другие статьи автора

Когда и для чего мне нужен психолог

0

Аватар специалиста Инесса Колоколова

Инесса Колоколова

Когда и для чего мне нужен психолог

Наша жизнь сейчас так динамична, что казалось бы, какой психолог? У меня итак времени нет, а тут ходи к нему раз в неделю (проще со скайп-консультацией, но на неё тоже время нужно), трать своё время и деньги. " У меня нет времени… " — это приводит...

Читать далее

Статья связана со специалистами

Смотрите также