Беременность и 1-ый год жизни. Значение этих периодов
433
0
0
433
0
0
Когда мы говорим о проблемах взрослого человека, то при вопросе откуда всё началось, мы обязательно дойдём до перинатального периода и/или первого года жизни ребёнка. Так много закладывается в эти периоды, что переоценить значимость перинатальной психологии просто невозможно. Мы приступаем к циклу статей, которые будут описывать различные феномены семейной системы и системы матери и ребёнка в этот самый важный, тревожный, значимый и в то же время критический момент жизни для всей семьи. Мы будем говорить и о развитии ребёнка, и о развитии матери, и о роли отца, бабушек и дедушек в этот период и о том, как и на каком этапе можно что-то исправить. Все статьи данного блока будут придерживаться следующих принципов, дабы отсеять читателей, которые придерживаются другой точки зрения:
"Возможно, мы все немного отклоняемся от истины, называя свой календарный возраст, так как не учитываем, что наша жизнь началась на несколько месяцев раньше. Истинное начало новой жизни — это оплодотворение", — А.И. Брусиловский.
Ещё во чреве матери ребёнок живёт своей, во многом таинственной жизнью. Он реагирует как на материнский голос, так и на её настроение. Но когда он начинает по-своему понимать?
Мы и особенно беременные мамочки должны понимать, что ребёнок внутри тела матери очень рано начинает воспринимать внутренний и внешний мир. Некоторые сейчас говорят, что ребёнок всё чувствует и понимает. Последние медицинские исследования всё больше и больше говорят нам о том, что сенсорные способности плода (т.е. части нервной системы, органы чувств и т.д.) начинают развиваться очень рано, а точнее — в первые месяцы после зачатия: "На 14-й неделе после зачатия были обнаружены и сфотографированы такие реакции, как скашивание глаз и насмешливая улыбка. С 6-го месяца беременности фиксируются надутые губы, хмурый взгляд, напряжение мышц вокруг глаз. К 11-й неделе беременности руки и ноги ребёнка реагируют на раздражение волоском, а к 17-ой неделе все части его тела отвечают движениям матери и её прикосновениям, что говорит о высокой проводимости нервного импульса" (Е.В. Могилевская, О.С. Васильева). То есть последние данные подтверждают давно известную мысль, что внутри у мамы не плод, а ребёнок, который чувствует и воспринимает. У него есть одно большое отличие от нас с вами: он воспринимает мир через одну большую призму — маму!!! Она — тот человек, который говорит (с помощью тела), как ему следует реагировать на те или иные звуки, ощущения, конфликты. Благодаря спазму сосудов на грубый мужской голос она формирует у ребёнка внутри ощущение напряжения при таком голосе; если при прослушивании приятной музыки она расслабляется, её сердцебиение успокаивается, и крови в матку поступает много, то ребёнок автоматически впитывает это ощущение и сходным образом будет реагировать после рождения на эту музыку.
И так как ребёнок абсолютно зависим от матери, то внутриутробно он получает очень критичные состояния по принципу всё или ничего. Очень часто все проблемы взрослого человека на тему жизни и смерти связаны с его внутриутробным опытом развития. Дети внутриутробно и в 1-ый год не могут ничего сделать для себя сами, и то, в какой среде они вынашиваются и растут, формирует базовое основополагающее отношение к миру. Ребёнок отвечает себе на вопрос: могу ли я доверять этому миру?
Следовательно, если внутриутробный опыт отмечен травматическими переживаниями: желанием аборта матерью, акты насилия или близкие к смерти переживания матери, то психика уже к рождению отягощена определённой шоковой реакцией и первичной базовой тревогой. И из-за слабости защитных механизмов внутриутробного ребёнка эти ощущения запечатлеваются глубоко в бессознательной памяти. Следовательно, если такой ребёнок в дальнейшем столкнётся с угрожающими жизни ситуациями, то есть большая вероятность того, что он не сможет пережить её без панических атак, нарушений здоровья или других психических расстройств. И противоположный опыт в виде безопасности, радости, релаксации, единства также останется в психике человека и будет давать ему огромный ресурс в неприятных ситуациях жизни. Такой человек будет уметь расслабляться, будет не бояться вступать в отношения единства, женщина будет хорошо беременеть и вынашивать. Перинатальные переживания становятся частью нашего бессознательного вегетативного обучения и процесса адаптации.
Жизнь внутри матери очень многие исследователи сравнивают с ощущением рая, благоденствия, первичного чувства единства. Ребёнок пассивен, всё, что ему нужно, у него есть и поставляется автоматически даже без его желания. Ребёнок абсолютно защищён, у него поддерживается постоянная температура, приток питательных веществ и кислорода дают ощущение отсутствия потребностей. Если у матери нет проблем в этот период, жизнь ребёнка стабильна и ничем не отягощена. Уже после рождения многие из нас бессознательно страдают от потерянного рая, и есть мнение психотерапевтов, что мифы о рае, о земле обетованной, о самадхи и т.д. — это наша тоска по этому периоду нашей жизни.
Как пишет Е.В. Магилевская: "Начиная со второго триместра ребёнок ведёт очень активную жизнь: плавает, брыкается, кувыркается, икает, вздыхает, мочится, глотает амниотическую жидкость, возбуждается при шуме и волнении матери, успокаивается, когда мать спокойна. Он рассматривает своё тело, пальцы рук и ног, трогает и поглаживает себя и плаценту. Он спит и бодрствует, причём во время сна видит сны (это подтверждает изучение волновой активности мозга ребёнка в утробе). В минуты опасности (когда мать резко встаёт, прыгает или падает, или если она сильно напугана) плод хватается за пуповину".
Более того, мы говорим не только о внутриутробном развитии ребёнка, мы говорим о развитии будущего мужчины или женщины, и уже внутриутробно имеется большая разница в их восприятии мира:
"У девочек во внутриутробный период более развиты коммуникативные навыки, и они больше времени проводят, приблизившись к стенке матки и слушая звуки человеческой речи, а мальчики более развиты моторно, проводя больше времени в физических упражнениях и движениях", — О.С. Васильева.
Существует множество биологических механизмов передачи материнских эмоций ребёнку. Когда мать чувствует тревогу, её тахикардия в считанные секунды вызывает тахикардию у ребёнка, а когда испытывает страх, плод через 50 секунд может испытывать гипоксию из-за изменившегося состава крови в матке. Французский психоаналитик Франсуаза Дольто обнаружила ранние истоки детских неврозов и болезней: "Оказалось, что события, которые произошли в семье человека, пускай даже до его рождения, когда он был зародышем в материнской утробе, — если его мать страдала от них и у неё не было никого, с кем она могла бы об этом поговорить, эти события способны вызвать у неродившегося младенца невроз. Этот ребёнок своим телом будет выговаривать страдание, которое убила в себе его мать".
Некоторые виды депрессии также могут закладываться внутриутробно. Если мать из-за болезни, или сильного расстройства, или нежелания своего ребёнка лишает его своей любви, внимания и эмоциональной поддержки, эта утрата вызывает у него депрессию. Результат — апатичный новорождённый или постоянно обиженный ребёнок в будущем.
Мы можем говорить, по меньшей мере, о трёх каналах, обеспечивающих возможность общения матери и ребёнка: химическое или гормональное, поведенческое общение, эмоциональная связь.
Но не стоит воспринимать информацию так, что любое маломальское ощущение стресса приводит к необратимым последствиям. На самом деле, кратковременные перепады настроения матери готовят ребёнка к переживанию нормативного стресса в будущем. Травмирующим же являются только длительные, устойчивые или крайне интенсивные события в жизни матери и её мысли и отношение к ребёнку, себе и к отцу. Более того, у ребёнка есть несколько форм защиты: механический (водная оболочка, матка, подкожная жировая прослойка, кожа матери) и гормональный фон матери, который формирует особенности её психики и настраивает на ребёнка и защиту его (об этом в следующей статье).
"Многие женщины во время беременности говорят о том, что у них появляется рефлекс защищать своего ребёнка как существо, уже рождённое. По этой причине они сознательно подавляли в себе нежелательные эмоции. Эти будущие матери разговаривали с ребёнком, объясняли ему происходящее, успокаивали его. В это время ребёнок "записывал" на клеточном уровне информацию о том, что в жизни есть взлёты и падения, которые можно всегда преодолеть. Таким образом, закладывалась основа сильного, выносливого человека", — Андре Бертин.
А.И. Захаров выделил несколько сфер, наиболее опасных для беременных женщин:
Существуют клинические данные, когда у матери, которая боялась поправиться и потерять фигуру, рождался ребёнок с неразвитым или коротким пищеводом; у ребёнка матери, которая переживала измену мужа, в будущем выявляются нарушения в развитии органов малого таза; нежелание матери отпускать ребёнка и подольше находится в состоянии беременности приводят к переношенности, слабости родовой деятельности или обвитию пуповины в родах.
Несмотря на занятость, матери и отцы должны находить время для общения со своим ребёнком, для решения своих проблем и для формирования своей материнской и отцовской компетенции. Хотим подчеркнуть, что природа отблагодарит родителей и особенно мать за её осознанное родительство. Форма благодарности может быть самой различной:
Таким образом, всё более ясной в последнее время становится связь внутриутробного развития ребёнка с его проблемами во взрослой жизни, и мы должны ответственно и серьёзно относиться к первичному здоровью, как к фундаменту всего будущего ребёнка, а следовательно, человека. Всё больше мы утверждаемся в том, что не только здоровое питание, режим отдыха и гигиена формируют здоровье, а, в большей степени, связь ребёнка с матерью, готовность к нему, желание его рождения, контакт с ним в период вынашивания и 1-ый год создают весь вектор его дальнейшей жизни. Надо сказать, что после рождения перинатальная травма может усилиться, а может, наоборот, раствориться во взаимодействии матери и ребёнка после родов. Поэтому очень важно иметь поддержку в этот период, чтобы возможно было вовремя всё скорректировать!
Психологическая реабилитация после инфаркта миокарда
Сегодня мы потихоньку начинаем задумываться о своём здоровье раньше, чем хирурги заставят нас сделать это. Но все же когда операция уже произошла, мы понимаем, что вдруг нам трудно дышать от резко навалившихся ограничений врачей и родственников,...