Бакминстер Фуллер — Леонардо XX века
524
0
0
524
0
0
Бакминстеру Фуллеру, гениальному изобретателю, дизайнеру, мыслителю 20 века, было 32 года, когда он переживал жесточайший кризис. Его новорождённая дочь умерла, его бизнес-проект с треском провалился, его репутация была напрочь испорчена. Он чувствовал себя никчёмным неудачником, и всерьёз задумывался о самоубийстве. При всем своём потенциале, умениях и идеях, он был на грани жизни и смерти.
К тому времени он уже многое попробовал. Его дважды выгоняли из Гарварда за "недостаточную амбициозность" — может, просто он не видел смысла в пустых теоретических знаниях, не приносящих пользу. Он несколько лет отслужил в ВМФ США, где научился всем навыкам матроса, инженерному делу, навигации и точным расчётам курса корабля. А также много повидал, бороздя океаны на коммерческих судах, и много размышлял о глобальной экономике, о причинах кризисов и о способах привести народы к благополучию. У него была жена и ребёнок, и его голову занимали мысли о том, как обеспечить жильём простую американскую семью. Вместе со своим тестем он задумал проект малоэтажного строительства — легковесных и пожароустойчивых домов, что было в годы великой депрессии очень актуально. Он придумал дома круглой формы, как самый экономичный по материалам и благоприятный для жилья. Они построили несколько домиков, никто не хотел их покупать. Это было слишком непривычно для простых людей. Все деньги, которыми владела семья в этот проект, были безвозвратно потеряны. Это потом он придёт к мысли о своевременности любого проекта — о том, что любая идея должна созреть. А тогда, в 1927 это был полный крах его смелых надежд.
Он преподавал в небольшом колледже в Северной Каролине, чтобы хоть как-то свести концы с концами, но в душе его было лишь разочарование.
2 года он барахтался в полнейшей депрессии, исписывал километры дневников (которые вёл с 1920 года, и кстати будет вести до конца жизни, до 1983 года). И вот однажды его озарил один образ. Он вспоминал свою службу на корабле "Королева Мария" — это был огромный лайнер, с большой командой, с толпой пассажиров, с передовым по тем временам техническим оснащением. Все пассажиры корабля примерно представляли себе, как он движется: что на нём есть штурвал, есть турбины и гребные винты. Но никто из них не догадывался, что во всём устройстве парохода есть маленькая деталь, без которой он не поплывёт. По-английски она называется "trimtab", по-русски — "триммер" — маленькое колёсико, которое приводит в движение большой штурвал. Этот триммер — мелкая деталька, ничто. Но благодаря ему огромное судно совершает свой путь. И Баки задумался: "А что если маленький ничтожный человек, у которого нет ни положения, ни денег, а лишь подмоченная репутация может сделать для блага других людей и даже всей планеты больше, чем огромные корпорации или правительства больших стран?"
И всю свою жизнь он превратил в эксперимент, который был призван проверить это предположение. Он ничего не утверждал — он был исследователем-практиком. Вся его жизнь стала подтверждением этой догадки.
Ео блестящий путь начался не только с короткой фразы "а что если…", но и с принятого раз и навсегда решения — работать на благо людей (for all humanity), а не на свою шкуру, не для того, чтобы заработать побольше денег или потешить своё самолюбие. И даже не для того, чтобы обеспечить свою семью и безбедную старость. А глобально, в масштабе всей Земли. Он говорил: "В работе я всегда начинаю со Вселенной". Он думал глобально, и действовал локально.
Его достижения и идеи:
Ещё тогда, в 1927 году, он ответил на 4 проверочных вопроса, которые помогли ему следовать принятому решению, которыми он поделился в своей итоговой книге "Морская свинка "Б" (его со студенческих лет все звали "Баки"):
И в течение своей жизни он выполнил эти поручения.
На могиле Баки каменная плита, а на ней — надпись, которую он завещал оставить: "Call me trimtab" ("Зовите меня триммером").