Вернуться на главную

Архетипические технологии (окончание)

Дата публикации:
22 марта 2012

0

(0)

440

0

0

Аватар специалиста Владислав Лебедько, Ольга Мазур

Владислав Лебедько, Ольга Мазур

автор

Архетипические технологии (окончание)

… Продолжение. Вторая часть

…После применения этой архетипической технологии, занявшего по времени 15 минут, Магический Театр продолжился с большей интенсивностью и часть фигур уже в ходе этой работы претерпели качественные трансформации.

4. Следующую группу архетипических технологий мы назвали Архетипическим Исцеляющим Вымыслом (следуя идеям Джеймса Хиллмана [1]). Они основаны на той гипотезе (неоднократно проверенной нами на МТ практически), что энергию сразу нескольких психотравм, относящихся к одному контексту и определяющих какую-то сюжетную линию жизни Запросивца (ведомую тем или иным архетипом), можно сфокусировать в некоем событии, которое могло быть, а могло и не быть запускающим данную группу травм (возможно, оно было и периферийным), а затем разрядить эту энергию в катарсисе либо, согласно концепции мифологического сознания, "отдать долги" тому архетипу, который и ведёт сюжетную линию, связанную с данным контекстом. В этом случае само травматическое событие или его "причины" могут быть искусственно сформированы как некий исцеляющий вымысел — метафора, за которой стоит тот или иной архетип. И результатом применения Архетипического исцеляющего вымысла будет являться не только симптоматическое исцеление, но и преображение одной из сюжетных линий жизни человека, в которой отныне будет проявляться больше точек-развилок для сознательного выбора, а также свобода и креативность. Мы активно используем на МТ три типа Архетипических Исцеляющих ВымыслоВедущий:

  • а) Архетипическая возрастная регрессия в некую дату из детства и, может быть, даже перинатального периода жизни Запросивца, которую видит Ведущий, доверяя своему воображению, и, далее, с опорой на телесные ощущения и образы, возникающие у Запросивца (а также других фигур МТ) при точном названии даты (год, месяц, число, час, иногда минуты) метафорически моделируется некое событие Исцеляющего Вымысла (при этом часто Запросивец даже вспоминает конкретные события и остро переживает связанные с ними эмоции — в этом случае моделирование совпадает с живым воспоминанием). А далее происходит отреагирование данного события в виде катарсиса или "отдачи долгов" архетипу.

Приведём пример работы с Запросивцем, которого назовём Антоном. В ходе Магического Театра проявился дополнительный запрос, заключающийся в страхе общения, страхе быть отверженным, обиды в общении, причём проявляемых даже по отношению к фигурам МТ. Антон на вопрос Ведущего, не напоминает ли это ему какой-то сюжет отношений с родителями в детстве, признался, что его мать проявляла резкие перепады любви-ненависти по отношению к нему.

Ведущий фокусирует в Антоне архетип Изиды.

Ведущий: Изида, ты здесь?

Изида: Да.

Ведущий: По делу тебя пригласили?

Изида: Да.

Ведущий: Антон, что и как чувствуешь, когда тебя отвергают?

Антон: Укол в середине груди.

Ведущий: Как глубоко?

Антон: 3 сантиметра

Ведущий: Точечный?

Антон: Да

Ведущий: На что похоже, представь, кто и чем тебя колет?

Антон: Шпагой. Женщина, лет 30, ни на кого из тех, кого знаю, не похожа. Симпатичная.

Ведущий: Изида, верно ли я понимаю, что уколы и страх открыться связаны с невыраженным (пока не буду называть, каким именно) чувством к матери?

Изида: В том числе.

Ведущий: Антон, что чувствуешь?

Антон: Сильнее стало ощущение в груди.

Ведущий: А к этой женщине?

Антон: Страх, обида, отвержение, ненависть.

Ведущий: Хочется сказать ей об этом?

Антон: Боюсь это сказать.

Ведущий: Я хочу попросить тебя сказать этой женщине следующие слова: "Сука!!!". И повторить их громче и громче.

Антон (неуверенно, потом громче, при помощи и накале Ведущего): Сука! Сука! Сука!!!

Ведущий: Антон, повторяй: "Сука, я ненавижу тебя!"

Антон: Сука, я ненавижу тебя!

Ведущий: Мама! Сука! Ненавижу!

Антон (неуверенно, потом громче): Мама! Сука! Ненавижу!

Ведущий: Что-то произошло?

Антон: Да, но не пойму пока, что именно. Состояние похоже на сильное опьянение.

Ведущий: Изида, что сейчас произошло через это выражение чувств к матери?

Изида: Разрыв. Сепарация.

Ведущий: Изида, верно ли я понимаю, что Антон в детстве закрылся с помощью твоей энергии, и чьей-то ещё?

Изида: Да.

Ведущий: Изида, что ещё нужно сделать Антону?

Изида: Пойти глубже.

Ведущий: Антон, видишь эту женщину? Узнай, что ты хочешь от неё.

Антон: Отвечает: "жизни". Я хочу от неё жизни.

Ведущий: Спроси у неё: "Почему ты мне не даёшь жить?"

Антон: Отвечает, что это её воля. И я сам сейчас понимаю, что это некая теневая сторона моей матери.

Далее Ведущий применяет архетипическую возрастную регрессию.

Ведущий: Она появилась в твоей жизни, когда тебе было 2 года, 7 месяцев и 16 дней. Тело как-то реагирует на эти слова?

Антон: Голова кружится.

Ведущий: Что чувствуешь в горле?

Антон: Нечто белое, сжавшееся, твёрдое как камень… Тяжёлое. Физически давит. Вкус — кислый. Запах — нейтральный.

Ведущий: Обратись к этому камню и спроси, на каких твоих чувствах он лежит.

Антон: Отвечает, что на всех.

Ведущий: Изида, пришло ли сейчас время этот камень извлечь и дать чувствам Антона изливаться свободно?

Изида: Да.

Ведущий (делает телесную работу): Через некоторое время пройдёт электрический импульс, и как будто выбьет пробку. Позволь себе проявиться так, какой будет импульс.

Через несколько секунд Антон резко вздрагивает и начинает интенсивно кашлять.

Ведущий: Антон, повтори следующие слова: "Изида, я хочу любить. Я могу чувствовать боль, радость, ненависть. Мне наплевать, нравится это кому-то или нет. Я хочу жить. Я живу".

Антон повторяет.

Ведущий: Опиши, что сейчас происходит?

Антон: Что-то поднимается по телу, но не может пройти.

Ведущий: 2 года 7 месяцев и 16 дней. Там мужская и женская фигуры. Мать с каким-то мужчиной. Восемь часов вечера. То, что происходит между ними, а ты зачем-то берёшь это на себя. Отпусти их, это не в твоей компетенции. Это их судьба. Ты их держишь до сих пор, отпусти. Возможно даже, что мама тебя именно за это потом обижала бессознательно. Что чувствуешь?

Антон: Очень тяжело.

Ведущий: Не убегай сейчас от этой тяжести и не старайся её уменьшить. Только так ты её отпустишь. И не нужно будет тратить столько энергии на её удержание. Поднялась энергия по телу?

Антон: Да. Но ещё не выходит из меня.

Ведущий: Где ты сдерживаешь?

Антон: Тут (показывает на горло).

Ведущий: Доведи удержание до предела, сожми его максимально в последний раз, а потом расслабь.

Антон выполняет инструкцию.

Ведущий: Озвучиваю гипотезу. Оставшись без отца, мальчик остаётся вместо отца с либидо и энергией матери. И Антон попытался себя удержать от того, чтобы стать объектом наслаждения матери. Антон, возвращаясь в ту ситуацию в возрасте 2 лет, и до сегодняшнего дня, на весь этот срок позволь себе стать объектом наслаждения матери, и ответить ей тем же желанием (это тоже её желание). Разреши себе почувствовать желание, отвержение, сексуальное желание, сексуальное отвержение. Т.к. мать всегда соблазняет, но потом из-за этого появляются запреты. Социальные запреты, её запреты. Антон, что ты чувствуешь в ответ на эти слова?

Антон: Что-то интенсивно выходит из области гениталий, мощным потоком проходит через всё тело и выходит через горло.

Ведущий: Изида, может ли Антон сейчас отдать тебе твою силу?

Изида: Да.

Ведущий: Антон, проговори: "Изида, я благодарю тебя за твои уроки, и отдаю тебе твою силу, которую я использовал, чтобы связывать свою мать с отцом, и блокировать себя от символических сексуальных отношений в матерью".

Антон повторяет.

Ведущий: Приглашаю следующий архетип. Это Харон. (Фокусирует архетип). Здравствуй, Харон!

Харон: Здравствуй!

Ведущий: Харон, оставшаяся часть силы твоя?

Харон: Да.

Ведущий: Она связана с желанием смерти кому-то?

Харон: Да.

Ведущий: Антон, повтори эти слова: "Мама, я хотел твоей смерти и своей смерти, чтобы избежать пытки твоим наслаждением. Я хотел твоей и своей смерти. Я признаю и понимаю это. Я хочу, чтобы мы с тобой умерли".

Антон (проговаривает предложенное, затем произносит): Меня накрывает мрак… Мне физически плохо, как будто я засыпаю.

Ведущий: Держись, не засыпай, сейчас туда нельзя. Харон, скажи, что Антону нужно сделать, чтобы позволить жить себе и маме? Достаточно ли будет отдать твою силу, на которой он это желание нёс?

Харон: Слишком родное желание. Нужно что-то ещё.

Ведущий: Можно и через тело пойти…

Харон: Да.

Ведущий(Антону): Не сопротивляйся сейчас импульсам тела, позволяй себе проявляться.

Далее идёт телесная работа, где Антон стоит, а Ведущий задаёт с помощью несильных ударов по его спине импульс, в результате чего Антон двигается и падает, если ощущает это нужным. После трёх падений и вставаний, упав в очередной раз, Антон чувствует желание кричать. Далее — катарсический крик и слёзы. Когда Антон успокаивается, Ведущий просит его:

Ведущий: Антон, повтори: "Харон! Я разрешаю себе и маме жить! Я буду жить! Я хочу жить!"

Антон повторяет. Снова слёзы и катарсис.

Ведущий: Харон, теперь Антон может отдать тебе твою силу?

Харон: Да.

Ведущий: Антон, повторяй. "Харон, я отдаю тебе твою силу, которую я использовал для того, чтобы желать смерти себе и своей матери".

Антон повторяет.

Ведущий: Что с комком в горле?

Антон (улыбаясь): Его уже нет.

Ведущий: Тяжесть из тела ушла?

Антон: Да. Я вообще очень хорошо себя чувствую. Легко и свободно.

После этого Магический Театр продолжается, и Антон уже легко и непринуждённо взаимодействует со своими фигурами, с которыми во время применения Архетипической возрастной регрессии также произошли существенные позитивные трансформации.

  • б) Второй вид Архетипического Исцеляющего Вымысла — когда в идущий уже полным ходом Магический Театр вводится фигура ключевого предка (в нашем опыте диапазон здесь простирается от отца или матери до прапрабабушек или дедушек, вплоть до 30 колена). Настраиваясь на ситуацию Запросивца, Ведущий видит некий образ и интуитивно называет степень родства и количество колен по женскому или мужскому роду (часто Ведущий прочерчивает сложную траекторию, например, 2 колена по отцовской линии, потом 3 колена женского рода, и ещё 2 мужского, так что ключевой предок оказывается дедушкой в 7 колене по отцовской линии с учётом описанного отклонения). Как правило, актёр, выбранный на роль ключевого предка, переживает очень яркие эмоции и, обращаясь к своему воображению, описывает некие события "своей" жизни, которые и послужили генетической причиной той или иной проблемы Запросивца. Нередко такими событиями из жизни ключевого предка могут быть инцест, убийство или самоубийство, а может быть и какое-то глубокое подавленное чувство, неосуществлённая месть, или что-то ещё, за чем угадывается определённый архетипический сюжет и конкретный архетип — заказчик этого сюжета. Далее этот сюжет обыгрывается так, что Запросивец и все присутствующие могут извлечь из этих драматических событий некие важные жизненные уроки, и опять же, прийти либо к катарсису, либо к отдаче долга архетипу. В результате развязывается большой узел в судьбе Запросивца. Здесь мы тоже видим идею Исцеляющего Вымысла, степень достоверности воображаемых событий в этом случае не так уж важна, но важно то, что эти события создают некую исцеляющую архетипическую метафору.

В качестве примера мы приведём случай, когда ключевой предок выступал не как "отправная точка" возникновения проблематики Запросивца, а как источник мощного ресурса. Запросивец, назовём его Иваном, имеющий уже довольно большой опыт участия в Магических Театрах, заявил достаточно масштабный запрос — желание осознать себя не просто на привычном бытовом фоне "работа-дом-работа", а на фоне исторической эпохи, осознать не только умом, но и всем своим существом причастность к общечеловеческим процессам и задачам. Естественно, учитывая то, что Иван достаточно долго напитывался идеями Магического Театра, Ведущий предположил, что данный запрос, хоть и является возвышенным, но, выражаясь в терминологии Жака Лаккана, является "желанием Другого". В данном случае, через Ивана проступали идеи Магического Театра, которые, конечно, могли исходить и из глубин души самого Ивана, но всё же запрос нёс в себе и инфантильный элемент — в данном случае желание соответствовать идеалам референтной группы (людям, разделяющим идеологию Магического Театра).

В этом случае перед Ведущим стояла сложная задача — отделить запрос души Ивана от этих инфантильных наслоений, тем самым, кстати, в зачатке пресечь возникновение сектантского мировосприятия (которое выражается в том, что человек начинает воспринимать потребности группы как свои собственные потребности). Ведущий выделил несколько фигур и примерно через полчаса после начала Магического Театра почувствовал импульс ввести ключевого предка. Заметим, что в первой части Театра Ведущий спонтанно начал телесно-двигательную работу с Иваном, напоминающую некоторые виды славянских единоборств. Ведущий был знаком со многими системами единоборств, как восточных, так и славянских, и про себя отметил, что те виды движений и взаимодействий с Иваном, которые происходили в пространстве Театра, напоминают систему боевого искусства, которой на Руси владели казаки-характерники. Тем не менее, эту гипотезу он решил пока не проговаривать, а предложил Ивану выбрать из оставшихся зрителей фигуру на роль прапрадедушки в 12 колене по отцовской линии. После передачи Зеркала и роли фигура прапрадедушки, войдя в пространство Театра, буквально свалилась навзничь и сказала, что испытывает сильную боль в области живота. На вопрос Ведущего, на что это похоже, прапрадедушка ответил, что это — копьё, и что он смертельно ранен в сражении. Дальнейшие вопросы, обращённые к развитию этого Исцеляющего вымысла, привели к следующей картине (причём в данном случае её описывал сам прапрадедушка, лишь подтверждая невысказанную гипотезу Ведущего): казачий атаман, которым он являлся, был убит в сражении, при этом случилось так, что в момент его гибели никто из его соратников не оказался рядом. А у казаков-характерников существовал обычай, согласно которому перед смертью атаман должен был передать свою последнюю волю, кого он выбирает преемником. То есть в данном случае линия преемственности атаманства (русское слово "атаман" очень похоже на санскритское "Атман" — "душа") прервалась. И вот в Магическом Театре Ивана появилась возможность для осуществления этой передачи через 12 колен своему дальнему потомку, то есть самому Ивану. Далее в Магическом Театре была проиграна сцена: атаман лежит на полу, поддерживаемый Иваном, а через минуту вокруг них сгрудились и вошли в очень тонкий и трогательный контакт с Иваном и "умирающим" атаманом все фигуры Театра, с которыми (фигурами) произошла мощная трансформация, у многих на глазах были слёзы. В результате этой трогательной сцены атаман передал атаманство Ивану, который почувствовал необычайную силу и духовный подъём. После этого предок сказал, что он выполнил свою миссию и готов передать фигуру обратно Ивану. После этого произошёл процесс передачи и остальных фигур, Театр завершился. Можно сказать, что Иван действительно ощутил свою причастность историческому процессу и эпохе, но в ключе собственной индивидуации.

Мы не можем однозначно ответить на вопрос, был ли прапрадед Ивана в 12 колене действительно казачьим атаманом, погибшим без передачи своей воли соратникам, но, в любом случае, применение данной метафоры, родившейся спонтанно в воображении сразу нескольких фигур (и Ведущего в том числе), привело к укреплению духовной силы Ивана и явилось значимой ступенью на пути его индивидуации.

  • в) Третий вид архетипического исцеляющего вымысла — это регрессия в некий исторический период, лежащий за пределами жизни Запросивца (в нашей практике временной диапазон такой регрессии — от нескольких месяцев до 2–3 тысяч лет). Опять же, Ведущий на определённом этапе развития действия в Театре называет некие дату и место действия, например, "1731 год, весна, юг России". Или — "1421 год, август, Чехия". (Название того или иного места тоже является исцеляющим вымыслом, хотя в нашей практике бывали случаи, когда названные даты и места совпадали с теми датами и местами, которые потом Запросивец выяснял у своих ныне ещё живых предков — но это в тех случаях, когда историческая регрессия происходила в недалёкое прошлое, которое можно было проверить по словам ещё живущих предков).

Своим воображением Ведущий видит эту дату и создаёт атмосферу, в которой все фигуры, участвующие в Театре, переносятся в некоем воображаемом пространстве в названное время и место. Как правило, фигуры, которые до этого момента были обозначены как некие части личности, или персонажи из другой системы координат (например, Стыд, Ревность, Внутренний Ребёнок, Анальная Фиксация и т.п.), превращаются в людей — героев какой-то драмы. Они описывают свои состояния: кто они, кем приходятся друг другу, как они себя чувствуют, и что между ними произошло и происходит на событийном плане. И далее начинают действовать — интуитивно доверяя своему воображению и свободно импровизируя, с помощью наводящих вопросов ведущего проигрывают разворачивающийся сюжет. Результатом проживания проявившихся событий является, опять же, выход на отреагирование Запросивца — катарсис или отдачу долга архетипу, который стоит за данной драматической метафорой. Как правило, в качестве событийной канвы выступает межличностный конфликт, преступление, незавершённый гештальт в каких-то отношениях и т.п. Мы не можем однозначно утверждать, чем является данный вид исцеляющей метафоры в каждом отдельно взятом случае — происходили ли проявившиеся драматические события с кем-то из дальних предков Запросивца, являются ли они эпизодами из неких "прошлых жизней" Запросивца или же мы имеем дело с проекцией рассматриваемого внутреннего конфликта, в символической форме отображающей динамику бессознательных процессов. Это и не важно. Важна возможность глубинной и небанальной проработки запроса в исторической метафоре, всегда открывающейся новыми пластами смысла, расцвечивающей заявленную проблему дополнительными коннотациями, и порой самым парадоксальным образом приводящей к более глубокому, объёмному или совершенно новому прочтению сюжета внутренней жизни. Отдельно отметим, что, будучи развёрнута в некоем культурно-историческом контексте, исцеляющая метафора позволяет Запросивцу приобщиться к категориям общечеловеческого масштаба и к восприятию себя на фоне не только текущего времени, но и эпохи, в динамике исторического процесса, — а подобное расширение контекста уже само по себе может иметь терапевтический эффект.

Во многих случаях приём исторической регрессии позволяет выйти на потаённые смыслы и обстоятельства обозначенной проблемы, поскольку здесь появляется возможность изящно обойти практически любые психологические защиты при помощи абстрагирования от конкретной жизненной ситуации Запросивца.

Иногда регрессия в исторический период имеет несколько уровней погружения, где каждый из последующих вскрывает всё более глубокие пласты (как смысловые, так и событийные) наличной психологической ситуации.

После того, как полноценное отреагирование завершено, и развернувшееся действие получило логическое сюжетное завершение, Ведущий обязательно "возвращает" участников действия в здесь-и-сейчас, для чего называет по возрастанию даты, которые вспыхивают в его воображении, постепенно приближаясь к настоящему времени и в конце произносит текущие год, число, время суток, окончательно выводя всех участников из их совместного исторического переживания.

В качестве примера из многочисленных случаев применения этой технологии на Магических Театрах мы выберем простой и достаточно прозрачный. Запросивица Ольга (35 лет) рассказала, что у неё рушится уже пятый брак. И каждый брак распадался по причине её навязчивой ревности. Случилось так, что по временным условиям арендуемого помещения, для проведения этого Театра (уже 4-го по счёту в тот день) оставалось лишь немногим больше 30 минут. Ведущий принимает решение выбрать три достаточно простые фигуры — Внутренний мужчина, Внутренняя женщина, Ревность. Сразу же после передачи Зеркал и ролей, Ведущий осуществляет процедуру Архетипической исторической регрессии и озвучивает дату: 1820 год, Петербург. У фигур тотчас происходят следующие изменения: Внутренний мужчина ощущает себя неким молодым человеком лет 20–22, военным; Внутренняя женщина чувствует себя фрейлиной при какой-то высокопоставленной особе, а Ревность становится мужем этой фрейлины. Ведущий предлагает проиграть все те чувства и желания, которые возникают у всех фигур, в течение нескольких минут разыгрывается следующая сценка: молодой военный и фрейлина любят друг друга, и молодой человек решает убить старого мужа и начинает готовить преступление. В тот момент, когда он заносит воображаемый кинжал над грудью соперника, Ведущий предлагает сделать паузу и фокусирует в фигуре старого мужа архетип Кроноса, и спрашивает у него, может ли Ольга отдать Кроносу свой долг, который в метафоре был представлен как сила, взятая у Кроноса на убийство старика мужа, а, с точки зрения аналитической интерпретации, представлял собой желание снять с себя самой ограничения, связанные с необходимостью соблюдать супружескую верность. Понятно, что навязчивая ревность Ольги — это проекция её собственного желания влюбляться и изменять своим мужьям, доведённая до крайней степени, что метафорически было представлено в сцене, когда Внутренний мужчина, превратившийся в молодого военного, убивает старика мужа. После осознания этой интерпретации и принятия себя и своих желаний, Ольга смогла отдать Кроносу свой долг — силу Кроноса, которую она использовала для сдерживания своих сексуальных желаний и проецирования их на своих мужей.

Таким образом, мы видим, что разработанные нами Архетипические технологии, разновидности и примеры которых мы привели выше, дают возможность для очень разнообразного их использования как в индивидуальной архетипической работе, так и в Магическом Театре в очень широком контексте (психотерапевтическом, исследовательском, культурологическом и др.).

Список литературы.

[1] В. Лебедько "О Магическом Театре" 2001, на сайте http://sannyasa.ru и во многих Интернет-библиотеках.

[2] У. Эко "Отсутствующая структура: введение в семиологию", 2002, СПб "Симпозиум".

[3] В. Лебедько, Е. Найдёнов "Пробуждение в Русском Духе", 2007 на сайте http://sannyasa.ru и во многих Интернет-библиотеках.

[4] В. Лебедько, Е. Найдёнов, М. Михайлов "Архетипические Путешествия", Пенза "Золотое сечение", 2010

[5] К.Г. Юнг "Практика психотерапии" Мн. "Харвест", 2001

[6] Дж. Хиллман "Архетипическая психология", М. "Когито-центр", 2004

[7] Как происходит "приглашение архетипа" описано в 1 главе "Ключ к беседам с богами" книги В. Лебедько. Е. Найдёнов, М. Михайлов "Боги и эпохи" "Весь" С. Пб. 2007

[8] С. Гроф "За пределами мозга"

[9] В. Лебедько "Магический Театр" Тезисы 4 Международной научно-практической конференции "Интегративные направления в традиционной, народной медицине и психологии" Ялта 2009

[10] М. Элиаде "История веры и религиозных идей"

[1] Джеймс Хиллман, "Исцеляющий вымысел".

Психология и психотерапия

Смотрите также