Архетипические технологии (окончание)
440
0
0
440
0
0
…После применения этой архетипической технологии, занявшего по времени 15 минут, Магический Театр продолжился с большей интенсивностью и часть фигур уже в ходе этой работы претерпели качественные трансформации.
4. Следующую группу архетипических технологий мы назвали Архетипическим Исцеляющим Вымыслом (следуя идеям Джеймса Хиллмана [1]). Они основаны на той гипотезе (неоднократно проверенной нами на МТ практически), что энергию сразу нескольких психотравм, относящихся к одному контексту и определяющих какую-то сюжетную линию жизни Запросивца (ведомую тем или иным архетипом), можно сфокусировать в некоем событии, которое могло быть, а могло и не быть запускающим данную группу травм (возможно, оно было и периферийным), а затем разрядить эту энергию в катарсисе либо, согласно концепции мифологического сознания, "отдать долги" тому архетипу, который и ведёт сюжетную линию, связанную с данным контекстом. В этом случае само травматическое событие или его "причины" могут быть искусственно сформированы как некий исцеляющий вымысел — метафора, за которой стоит тот или иной архетип. И результатом применения Архетипического исцеляющего вымысла будет являться не только симптоматическое исцеление, но и преображение одной из сюжетных линий жизни человека, в которой отныне будет проявляться больше точек-развилок для сознательного выбора, а также свобода и креативность. Мы активно используем на МТ три типа Архетипических Исцеляющих ВымыслоВедущий:
Приведём пример работы с Запросивцем, которого назовём Антоном. В ходе Магического Театра проявился дополнительный запрос, заключающийся в страхе общения, страхе быть отверженным, обиды в общении, причём проявляемых даже по отношению к фигурам МТ. Антон на вопрос Ведущего, не напоминает ли это ему какой-то сюжет отношений с родителями в детстве, признался, что его мать проявляла резкие перепады любви-ненависти по отношению к нему.
Ведущий фокусирует в Антоне архетип Изиды.
Ведущий: Изида, ты здесь?
Изида: Да.
Ведущий: По делу тебя пригласили?
Изида: Да.
Ведущий: Антон, что и как чувствуешь, когда тебя отвергают?
Антон: Укол в середине груди.
Ведущий: Как глубоко?
Антон: 3 сантиметра
Ведущий: Точечный?
Антон: Да
Ведущий: На что похоже, представь, кто и чем тебя колет?
Антон: Шпагой. Женщина, лет 30, ни на кого из тех, кого знаю, не похожа. Симпатичная.
Ведущий: Изида, верно ли я понимаю, что уколы и страх открыться связаны с невыраженным (пока не буду называть, каким именно) чувством к матери?
Изида: В том числе.
Ведущий: Антон, что чувствуешь?
Антон: Сильнее стало ощущение в груди.
Ведущий: А к этой женщине?
Антон: Страх, обида, отвержение, ненависть.
Ведущий: Хочется сказать ей об этом?
Антон: Боюсь это сказать.
Ведущий: Я хочу попросить тебя сказать этой женщине следующие слова: "Сука!!!". И повторить их громче и громче.
Антон (неуверенно, потом громче, при помощи и накале Ведущего): Сука! Сука! Сука!!!
Ведущий: Антон, повторяй: "Сука, я ненавижу тебя!"
Антон: Сука, я ненавижу тебя!
Ведущий: Мама! Сука! Ненавижу!
Антон (неуверенно, потом громче): Мама! Сука! Ненавижу!
Ведущий: Что-то произошло?
Антон: Да, но не пойму пока, что именно. Состояние похоже на сильное опьянение.
Ведущий: Изида, что сейчас произошло через это выражение чувств к матери?
Изида: Разрыв. Сепарация.
Ведущий: Изида, верно ли я понимаю, что Антон в детстве закрылся с помощью твоей энергии, и чьей-то ещё?
Изида: Да.
Ведущий: Изида, что ещё нужно сделать Антону?
Изида: Пойти глубже.
Ведущий: Антон, видишь эту женщину? Узнай, что ты хочешь от неё.
Антон: Отвечает: "жизни". Я хочу от неё жизни.
Ведущий: Спроси у неё: "Почему ты мне не даёшь жить?"
Антон: Отвечает, что это её воля. И я сам сейчас понимаю, что это некая теневая сторона моей матери.
Далее Ведущий применяет архетипическую возрастную регрессию.
Ведущий: Она появилась в твоей жизни, когда тебе было 2 года, 7 месяцев и 16 дней. Тело как-то реагирует на эти слова?
Антон: Голова кружится.
Ведущий: Что чувствуешь в горле?
Антон: Нечто белое, сжавшееся, твёрдое как камень… Тяжёлое. Физически давит. Вкус — кислый. Запах — нейтральный.
Ведущий: Обратись к этому камню и спроси, на каких твоих чувствах он лежит.
Антон: Отвечает, что на всех.
Ведущий: Изида, пришло ли сейчас время этот камень извлечь и дать чувствам Антона изливаться свободно?
Изида: Да.
Ведущий (делает телесную работу): Через некоторое время пройдёт электрический импульс, и как будто выбьет пробку. Позволь себе проявиться так, какой будет импульс.
Через несколько секунд Антон резко вздрагивает и начинает интенсивно кашлять.
Ведущий: Антон, повтори следующие слова: "Изида, я хочу любить. Я могу чувствовать боль, радость, ненависть. Мне наплевать, нравится это кому-то или нет. Я хочу жить. Я живу".
Антон повторяет.
Ведущий: Опиши, что сейчас происходит?
Антон: Что-то поднимается по телу, но не может пройти.
Ведущий: 2 года 7 месяцев и 16 дней. Там мужская и женская фигуры. Мать с каким-то мужчиной. Восемь часов вечера. То, что происходит между ними, а ты зачем-то берёшь это на себя. Отпусти их, это не в твоей компетенции. Это их судьба. Ты их держишь до сих пор, отпусти. Возможно даже, что мама тебя именно за это потом обижала бессознательно. Что чувствуешь?
Антон: Очень тяжело.
Ведущий: Не убегай сейчас от этой тяжести и не старайся её уменьшить. Только так ты её отпустишь. И не нужно будет тратить столько энергии на её удержание. Поднялась энергия по телу?
Антон: Да. Но ещё не выходит из меня.
Ведущий: Где ты сдерживаешь?
Антон: Тут (показывает на горло).
Ведущий: Доведи удержание до предела, сожми его максимально в последний раз, а потом расслабь.
Антон выполняет инструкцию.
Ведущий: Озвучиваю гипотезу. Оставшись без отца, мальчик остаётся вместо отца с либидо и энергией матери. И Антон попытался себя удержать от того, чтобы стать объектом наслаждения матери. Антон, возвращаясь в ту ситуацию в возрасте 2 лет, и до сегодняшнего дня, на весь этот срок позволь себе стать объектом наслаждения матери, и ответить ей тем же желанием (это тоже её желание). Разреши себе почувствовать желание, отвержение, сексуальное желание, сексуальное отвержение. Т.к. мать всегда соблазняет, но потом из-за этого появляются запреты. Социальные запреты, её запреты. Антон, что ты чувствуешь в ответ на эти слова?
Антон: Что-то интенсивно выходит из области гениталий, мощным потоком проходит через всё тело и выходит через горло.
Ведущий: Изида, может ли Антон сейчас отдать тебе твою силу?
Изида: Да.
Ведущий: Антон, проговори: "Изида, я благодарю тебя за твои уроки, и отдаю тебе твою силу, которую я использовал, чтобы связывать свою мать с отцом, и блокировать себя от символических сексуальных отношений в матерью".
Антон повторяет.
Ведущий: Приглашаю следующий архетип. Это Харон. (Фокусирует архетип). Здравствуй, Харон!
Харон: Здравствуй!
Ведущий: Харон, оставшаяся часть силы твоя?
Харон: Да.
Ведущий: Она связана с желанием смерти кому-то?
Харон: Да.
Ведущий: Антон, повтори эти слова: "Мама, я хотел твоей смерти и своей смерти, чтобы избежать пытки твоим наслаждением. Я хотел твоей и своей смерти. Я признаю и понимаю это. Я хочу, чтобы мы с тобой умерли".
Антон (проговаривает предложенное, затем произносит): Меня накрывает мрак… Мне физически плохо, как будто я засыпаю.
Ведущий: Держись, не засыпай, сейчас туда нельзя. Харон, скажи, что Антону нужно сделать, чтобы позволить жить себе и маме? Достаточно ли будет отдать твою силу, на которой он это желание нёс?
Харон: Слишком родное желание. Нужно что-то ещё.
Ведущий: Можно и через тело пойти…
Харон: Да.
Ведущий(Антону): Не сопротивляйся сейчас импульсам тела, позволяй себе проявляться.
Далее идёт телесная работа, где Антон стоит, а Ведущий задаёт с помощью несильных ударов по его спине импульс, в результате чего Антон двигается и падает, если ощущает это нужным. После трёх падений и вставаний, упав в очередной раз, Антон чувствует желание кричать. Далее — катарсический крик и слёзы. Когда Антон успокаивается, Ведущий просит его:
Ведущий: Антон, повтори: "Харон! Я разрешаю себе и маме жить! Я буду жить! Я хочу жить!"
Антон повторяет. Снова слёзы и катарсис.
Ведущий: Харон, теперь Антон может отдать тебе твою силу?
Харон: Да.
Ведущий: Антон, повторяй. "Харон, я отдаю тебе твою силу, которую я использовал для того, чтобы желать смерти себе и своей матери".
Антон повторяет.
Ведущий: Что с комком в горле?
Антон (улыбаясь): Его уже нет.
Ведущий: Тяжесть из тела ушла?
Антон: Да. Я вообще очень хорошо себя чувствую. Легко и свободно.
После этого Магический Театр продолжается, и Антон уже легко и непринуждённо взаимодействует со своими фигурами, с которыми во время применения Архетипической возрастной регрессии также произошли существенные позитивные трансформации.
В качестве примера мы приведём случай, когда ключевой предок выступал не как "отправная точка" возникновения проблематики Запросивца, а как источник мощного ресурса. Запросивец, назовём его Иваном, имеющий уже довольно большой опыт участия в Магических Театрах, заявил достаточно масштабный запрос — желание осознать себя не просто на привычном бытовом фоне "работа-дом-работа", а на фоне исторической эпохи, осознать не только умом, но и всем своим существом причастность к общечеловеческим процессам и задачам. Естественно, учитывая то, что Иван достаточно долго напитывался идеями Магического Театра, Ведущий предположил, что данный запрос, хоть и является возвышенным, но, выражаясь в терминологии Жака Лаккана, является "желанием Другого". В данном случае, через Ивана проступали идеи Магического Театра, которые, конечно, могли исходить и из глубин души самого Ивана, но всё же запрос нёс в себе и инфантильный элемент — в данном случае желание соответствовать идеалам референтной группы (людям, разделяющим идеологию Магического Театра).
В этом случае перед Ведущим стояла сложная задача — отделить запрос души Ивана от этих инфантильных наслоений, тем самым, кстати, в зачатке пресечь возникновение сектантского мировосприятия (которое выражается в том, что человек начинает воспринимать потребности группы как свои собственные потребности). Ведущий выделил несколько фигур и примерно через полчаса после начала Магического Театра почувствовал импульс ввести ключевого предка. Заметим, что в первой части Театра Ведущий спонтанно начал телесно-двигательную работу с Иваном, напоминающую некоторые виды славянских единоборств. Ведущий был знаком со многими системами единоборств, как восточных, так и славянских, и про себя отметил, что те виды движений и взаимодействий с Иваном, которые происходили в пространстве Театра, напоминают систему боевого искусства, которой на Руси владели казаки-характерники. Тем не менее, эту гипотезу он решил пока не проговаривать, а предложил Ивану выбрать из оставшихся зрителей фигуру на роль прапрадедушки в 12 колене по отцовской линии. После передачи Зеркала и роли фигура прапрадедушки, войдя в пространство Театра, буквально свалилась навзничь и сказала, что испытывает сильную боль в области живота. На вопрос Ведущего, на что это похоже, прапрадедушка ответил, что это — копьё, и что он смертельно ранен в сражении. Дальнейшие вопросы, обращённые к развитию этого Исцеляющего вымысла, привели к следующей картине (причём в данном случае её описывал сам прапрадедушка, лишь подтверждая невысказанную гипотезу Ведущего): казачий атаман, которым он являлся, был убит в сражении, при этом случилось так, что в момент его гибели никто из его соратников не оказался рядом. А у казаков-характерников существовал обычай, согласно которому перед смертью атаман должен был передать свою последнюю волю, кого он выбирает преемником. То есть в данном случае линия преемственности атаманства (русское слово "атаман" очень похоже на санскритское "Атман" — "душа") прервалась. И вот в Магическом Театре Ивана появилась возможность для осуществления этой передачи через 12 колен своему дальнему потомку, то есть самому Ивану. Далее в Магическом Театре была проиграна сцена: атаман лежит на полу, поддерживаемый Иваном, а через минуту вокруг них сгрудились и вошли в очень тонкий и трогательный контакт с Иваном и "умирающим" атаманом все фигуры Театра, с которыми (фигурами) произошла мощная трансформация, у многих на глазах были слёзы. В результате этой трогательной сцены атаман передал атаманство Ивану, который почувствовал необычайную силу и духовный подъём. После этого предок сказал, что он выполнил свою миссию и готов передать фигуру обратно Ивану. После этого произошёл процесс передачи и остальных фигур, Театр завершился. Можно сказать, что Иван действительно ощутил свою причастность историческому процессу и эпохе, но в ключе собственной индивидуации.
Мы не можем однозначно ответить на вопрос, был ли прапрадед Ивана в 12 колене действительно казачьим атаманом, погибшим без передачи своей воли соратникам, но, в любом случае, применение данной метафоры, родившейся спонтанно в воображении сразу нескольких фигур (и Ведущего в том числе), привело к укреплению духовной силы Ивана и явилось значимой ступенью на пути его индивидуации.
Своим воображением Ведущий видит эту дату и создаёт атмосферу, в которой все фигуры, участвующие в Театре, переносятся в некоем воображаемом пространстве в названное время и место. Как правило, фигуры, которые до этого момента были обозначены как некие части личности, или персонажи из другой системы координат (например, Стыд, Ревность, Внутренний Ребёнок, Анальная Фиксация и т.п.), превращаются в людей — героев какой-то драмы. Они описывают свои состояния: кто они, кем приходятся друг другу, как они себя чувствуют, и что между ними произошло и происходит на событийном плане. И далее начинают действовать — интуитивно доверяя своему воображению и свободно импровизируя, с помощью наводящих вопросов ведущего проигрывают разворачивающийся сюжет. Результатом проживания проявившихся событий является, опять же, выход на отреагирование Запросивца — катарсис или отдачу долга архетипу, который стоит за данной драматической метафорой. Как правило, в качестве событийной канвы выступает межличностный конфликт, преступление, незавершённый гештальт в каких-то отношениях и т.п. Мы не можем однозначно утверждать, чем является данный вид исцеляющей метафоры в каждом отдельно взятом случае — происходили ли проявившиеся драматические события с кем-то из дальних предков Запросивца, являются ли они эпизодами из неких "прошлых жизней" Запросивца или же мы имеем дело с проекцией рассматриваемого внутреннего конфликта, в символической форме отображающей динамику бессознательных процессов. Это и не важно. Важна возможность глубинной и небанальной проработки запроса в исторической метафоре, всегда открывающейся новыми пластами смысла, расцвечивающей заявленную проблему дополнительными коннотациями, и порой самым парадоксальным образом приводящей к более глубокому, объёмному или совершенно новому прочтению сюжета внутренней жизни. Отдельно отметим, что, будучи развёрнута в некоем культурно-историческом контексте, исцеляющая метафора позволяет Запросивцу приобщиться к категориям общечеловеческого масштаба и к восприятию себя на фоне не только текущего времени, но и эпохи, в динамике исторического процесса, — а подобное расширение контекста уже само по себе может иметь терапевтический эффект.
Во многих случаях приём исторической регрессии позволяет выйти на потаённые смыслы и обстоятельства обозначенной проблемы, поскольку здесь появляется возможность изящно обойти практически любые психологические защиты при помощи абстрагирования от конкретной жизненной ситуации Запросивца.
Иногда регрессия в исторический период имеет несколько уровней погружения, где каждый из последующих вскрывает всё более глубокие пласты (как смысловые, так и событийные) наличной психологической ситуации.
После того, как полноценное отреагирование завершено, и развернувшееся действие получило логическое сюжетное завершение, Ведущий обязательно "возвращает" участников действия в здесь-и-сейчас, для чего называет по возрастанию даты, которые вспыхивают в его воображении, постепенно приближаясь к настоящему времени и в конце произносит текущие год, число, время суток, окончательно выводя всех участников из их совместного исторического переживания.
В качестве примера из многочисленных случаев применения этой технологии на Магических Театрах мы выберем простой и достаточно прозрачный. Запросивица Ольга (35 лет) рассказала, что у неё рушится уже пятый брак. И каждый брак распадался по причине её навязчивой ревности. Случилось так, что по временным условиям арендуемого помещения, для проведения этого Театра (уже 4-го по счёту в тот день) оставалось лишь немногим больше 30 минут. Ведущий принимает решение выбрать три достаточно простые фигуры — Внутренний мужчина, Внутренняя женщина, Ревность. Сразу же после передачи Зеркал и ролей, Ведущий осуществляет процедуру Архетипической исторической регрессии и озвучивает дату: 1820 год, Петербург. У фигур тотчас происходят следующие изменения: Внутренний мужчина ощущает себя неким молодым человеком лет 20–22, военным; Внутренняя женщина чувствует себя фрейлиной при какой-то высокопоставленной особе, а Ревность становится мужем этой фрейлины. Ведущий предлагает проиграть все те чувства и желания, которые возникают у всех фигур, в течение нескольких минут разыгрывается следующая сценка: молодой военный и фрейлина любят друг друга, и молодой человек решает убить старого мужа и начинает готовить преступление. В тот момент, когда он заносит воображаемый кинжал над грудью соперника, Ведущий предлагает сделать паузу и фокусирует в фигуре старого мужа архетип Кроноса, и спрашивает у него, может ли Ольга отдать Кроносу свой долг, который в метафоре был представлен как сила, взятая у Кроноса на убийство старика мужа, а, с точки зрения аналитической интерпретации, представлял собой желание снять с себя самой ограничения, связанные с необходимостью соблюдать супружескую верность. Понятно, что навязчивая ревность Ольги — это проекция её собственного желания влюбляться и изменять своим мужьям, доведённая до крайней степени, что метафорически было представлено в сцене, когда Внутренний мужчина, превратившийся в молодого военного, убивает старика мужа. После осознания этой интерпретации и принятия себя и своих желаний, Ольга смогла отдать Кроносу свой долг — силу Кроноса, которую она использовала для сдерживания своих сексуальных желаний и проецирования их на своих мужей.
Таким образом, мы видим, что разработанные нами Архетипические технологии, разновидности и примеры которых мы привели выше, дают возможность для очень разнообразного их использования как в индивидуальной архетипической работе, так и в Магическом Театре в очень широком контексте (психотерапевтическом, исследовательском, культурологическом и др.).
Список литературы.
[1] В. Лебедько "О Магическом Театре" 2001, на сайте http://sannyasa.ru и во многих Интернет-библиотеках.
[2] У. Эко "Отсутствующая структура: введение в семиологию", 2002, СПб "Симпозиум".
[3] В. Лебедько, Е. Найдёнов "Пробуждение в Русском Духе", 2007 на сайте http://sannyasa.ru и во многих Интернет-библиотеках.
[4] В. Лебедько, Е. Найдёнов, М. Михайлов "Архетипические Путешествия", Пенза "Золотое сечение", 2010
[5] К.Г. Юнг "Практика психотерапии" Мн. "Харвест", 2001
[6] Дж. Хиллман "Архетипическая психология", М. "Когито-центр", 2004
[7] Как происходит "приглашение архетипа" описано в 1 главе "Ключ к беседам с богами" книги В. Лебедько. Е. Найдёнов, М. Михайлов "Боги и эпохи" "Весь" С. Пб. 2007
[8] С. Гроф "За пределами мозга"
[9] В. Лебедько "Магический Театр" Тезисы 4 Международной научно-практической конференции "Интегративные направления в традиционной, народной медицине и психологии" Ялта 2009
[10] М. Элиаде "История веры и религиозных идей"
[1] Джеймс Хиллман, "Исцеляющий вымысел".