Вернуться на главную

Архетип места: образ и реальность

Дата публикации:
20 февраля 2013

5.0

(5)

1664

0

0

Аватар специалиста Татьяна Первушина

Татьяна Первушина

автор

Архетип места: образ и реальность

Идея места или образ места имеет значение для каждого человека, через это понятие мы структурируем наш психический и жизненный опыт. Мы получаем место рождения, место проживания, переезжаем, путешествуем и после смерти получаем место упокоения. Самое страшное наказание, когда душа не находит места после смерти. Встречаясь, люди рассказывают друг другу, какие интересные места они посетили, с горечью или облегчением говорят об оставленных местах и т.д. С идеей места связаны разные эмоциональнее комплексы: о каких-то местах мы фантазируем, что нас ждёт наказание, нападение или опасность, о других, что нас вознаградят, одарят и примут. Многие люди полагают, что если бы они жили в какой-то другой стране, это решило бы все или многие проблемы. Т.е. человек склонен проецировать ощущение себя на своём месте вовне, фантазируя и переживая, что именно там это внешнее и внутреннее совпали.

Тема собственного места затрагивает многих. Мы говорим о понятии места в нескольких аспектах:

  • физическом (родовое место, территория, местность, место действия),
  • социальном (место как принадлежность к той или другой общности, профессии, социуму)
  • и психическом (место как часть нас, наше внутреннее пространство — "слабое место", "душа не на месте", "душа ушла в пятки").

В психологической практике мы постоянно встречаемся с описанием различных мест: реальных и фантазийных. Клиенты говорят о перемещениях в пространстве (переезды, командировки, путешествия), о местах, где сейчас проживают или куда мечтают уехать. Об ощущении своего места в социальной жизни и в какие периоды чувствовали себя не на своём месте. Для многих этот запрос не связан буквально с карьерой, или местом проживания, это запрос о внутреннем поиске себя.

Ассоциации со словом "место" отражают разные грани понятия места — основа, корень, комфорт, убежище, нора, спокойствие, место рождения, стабильность, сила, безопасность. Обратившись к толковому словарю С.И. Ожегова можно найти несколько значений этого слова:

  1. Пространство, которое может быть занято кем-то, в котором что-то происходит и где можно расположиться;
  2. Участок, имеющий границы;
  3. Положение, занимаемое кем-то, должность "быть на своём месте";
  4. Особенная часть книги фильма;
  5. Особенное состояние, выражающее беспокойство "душа не на месте";

Само понятие места связано с Эго, с понятием границ, собственности, принадлежности. Про что мы говорим "моё", имеющее отношение ко мне. И это понятие связывается с идентичностью человека. Для кого-то важным местом будет работа, квартира, собственная территория, дача, дом. Для кого-то важным будет принадлежать сообществу, профессиональной группе, социальному слою, стране. Обычные вещи, связанные с какими-то конкретными местами, территориями, имеют отношение к Эго. Продать или подарить то, что принадлежит тебе (участок земли, дом) может указывать на отказ от собственной идентичности, ничего не делать со своей собственностью (пусть просто будет), может говорить о фиксированной идентичности, возможно об отсутствии ощущения права на своё место. Обустройство и переустройство может свидетельствовать об активном принятии себя и собственного права на владение и своё место.

Место имеет отношение как к сознательному, так и бессознательному. С местом связаны две основные идеи — идея нахождения в определённом месте и идея перехода (ухода) из одного места в другое:

  1. Тенденция к нахождению в определённом месте, желание стабильности, тенденция к удержанию к стремлению создавать, обустраивать относится к области сознания.
  2. Если же место связано с бессознательным, то большое значение приобретает стремление к путешествию. Мы отправляемся в какие-то места — когда хотим открыть в себе что-то. Нам кажется, что мы стремимся исследовать внешнее, но под этим часто скрывается стремление изменить что-то в себе, открыть что то внутреннее. Путешествие имеет отношения к развитию эго и к укреплению контакта эго с самостью.

Существует символическая связь реального места с областями бессознательного, в которых отражаются наши мечты, фантазии, желания, относящиеся к образу места. Это территория коллективного бессознательного представленная в мифах, легендах сказаниях и т.д. Архетип места, т.е. то, что в нашей жизни связано с различными местами, с физическим местом, социальным местом, местом фантазийным, где нас нет, к которому мы стремимся. Архетип сам по себе есть тенденция к структурированию образов, он наполняется личным и коллективным содержанием и с ним можно соприкоснуться только через образы (архетипические мотивы). К ним можно отнести:

  • мотив соблазна: "Клад", "Чивы чивы чквычек", "Сума, дай ума";
  • выбора пути: "Сказка о молодильных яблоках", борьбы/испытаний "Василиса прекрасная" "Сказка о славном могучем богатыре Руслане Лазаревиче"; поиска;
  • испытания/награды: "Волшебный конь" "Сивка-бурка". Изгнание из какого-либо места или вынужденного побега: "Королевич и его дядька" "Окаменелое царство", "Морской царь и Василиса Премудрая", "Волшебное кольцо";
  • мотив возвращения (домой): "Странствия Одиссея";
  • бегство/преследование: "Иван царевич и серый волк", "Морской царь и Василиса Премудрая", "Марья-Моревна", "Трём, сын безымянный";
  • странствия: "Три царства: медное, серебряное, золотое", "Иван — коровий сын".

Сюжеты реальной жизни находят отражение в мифологических и сказочных историях. Реальность рождает миф, а миф структурирует реальность.

У каждого человека может быть своё представление о волшебном месте, но есть и общее: в этих местах исполняются желания, происходят встречи, изменения, действуют другие законы, там есть место таинственному. Бывают ассоциации с раем, "тем светом" и непременного присутствия диких животных и сказочных персонажей.

Образ волшебного места связан с архетипом великой матери (например, образ рая). В материнском мире всегда существует ловушка быть пленённым заколдованным, опасность для эго остаться во власти великой матери-бессознательного. Один из сказочных мотивов — попробовав еду, попасть под власть колдовских сил или всё забыть. Эта тема звучит в истории странствия Одиссея. Его спутники, вкусив лотос, желают остаться на земле мифических персонажей Лотофагов. В сказке о славном могучем богатыре Руслане Лазаревиче герой попадает в Девичье царство, где проводит несколько лет. Райские места, для того, кто туда попадает, становятся сладким пленом.

Но место это также и связь с отцовским архетипом через границу, правила и временные рамки. Ресурс волшебного места рождается через контакт с отцовским архетипом. Как исследование этого места проникновение, проявление активности и следование правилам. Мы можем вступать во взаимодействие с архетипом Великой матери в образе "место, где мне хорошо", "место, где я чувствую себя защищённым", "волшебное место". И с отцовским архетипом через правила сеттинга. То, что происходит в волшебных местах, придаёт смысл путешествию героев, они пускаются в путь, чтобы что-то получить, добыть, найти и суметь вернуться, потому что в волшебных местах не живут, но путешествие в волшебное место служит трансформации, так как мы возвращаемся уже другими.

Волшебные места обладают определёнными свойствами:

  • безграничность внутри;
  • особые правила, особые способы обращения;
  • вход/выход, особые условия контакта.

Волшебные места обитания независимо от географии заселяют:

  • бессмертные бог или боги;
  • мифические или волшебные существа (нимфы, музы, эльфы, циклопы, карлики, русалки);
  • души умерших;
  • павшие герои;
  • существуют особые загробные места для грешников;
  • существуют священные места, где никто не живёт;

Образ волшебного места:

  1. отражает душевное состояние (саморепрезентация психики);
  2. желаемую ситуацию, проекцию цели;
  3. является отражением Эго, его структур и защит;
  4. представляет проекцию персоны;
  5. компенсация реальной ситуации;
  6. отражение пути трансформации (отображение того, куда движется психика).

Кроме волшебных мест, существуют места таинства, сакральные, которые отражают общую человеческую потребность приобщения к священному к источнику силы и позволяют вступить в контакт с нуминозным, архетипом целостности через контакт с конкретным местом. Это защищённое, замкнутое пространство, хранит символ могущества сакральной силы и бессмертия. Там происходит союз между небом и землёй (соединение противоположностей). Примеры сакрального пространства: алтарь, храм, священная гора, центр мира, город через который проходит ось мира и т.д. Его признаки:

  1. В сакральном пространства происходит постоянное действие святого.
  2. Должна быть осуществлена подготовка или специальные действия для непосвящённого при проникновении внутрь.

В древности сакральным пространством считалась вся земля источник всех живых форм, покровительница детей, лоно, в котором хоронят умерших, дабы они, восстановив свои силы и возродившись, вновь вернулись к жизни благодаря святости теллурической матери.

Для описания аналитического пространства Юнг использовал метафору алхимического сосуда и теменоса. Tenemos — символический круг, сакральное пространство, отделённое проведённым или иначе обозначенным кругом. Слово Temno —"отрезать" — отделение от бессознательного профанной части жизни, указывая на ту часть, которая отделена и изолирована со специальной целью. В аналитическом пространстве встречаются 3 составляющих: 2 противоположности (психолог-клиент) и некоторое центральное образование, которое возникает между ними и их объединяет:

  1. Для разрешения проблемы, конфликта, для исцеления сознанию необходимо проникнуть в неизведанную область души, и, вернувшись принести психологическое знание, свет эмоций обратно на землю в реальную жизнь. Можно рассматривать терапевтическое взаимодействие как путешествие к реальным или сказочным местам, исследуя фантазии, страхи или ожидания людей, находящихся под воздействием архетипа места.
  2. Другой важной задачей является трансформация утопических фантазий о своём месте в профессиональной сфере, семье, и жизни.

Стоит помнить, что наше аналитическое пространство может находиться под воздействием этого архетипа. Часто клиенты фантазируют о терапии, как волшебном месте, которое может воздействовать на них магическим способом, в котором совершаются чудеса. И, несмотря на необходимость нормализовать нереальные ожидания, нужно признать, что волшебное и аналитическое место, оказывается, имеют общие черты:

  • войти туда может только тот, кто готов;
  • требует особого обращение (рамки сеттинг);
  • в нём происходит трансформация;
  • попадание и пребывание там имеют свою цель (что то сделать, изменить, получить).

В любой терапии ваш пациент будет говорить о местах, которые имеют для него особое значение. Всё, что делает пациент, происходит в каком-то месте. Места могут быть реальные, места могут быть сказочные и возникать спонтанно, как сны. Важно видеть возможности в работе с образами места и для этого есть много средств: использовать открытки с ландшафтами, представить образ, вернуться к воспоминаниям, нарисовать образ места, сочинить сказку о том, что может происходить в том или ином месте и много других. Но наши возможности работы с людьми напрямую связаны с нашим пониманием себя, своих слабостей и своих ресурсов.

Психология и психотерапия

Статья связана со специалистами

Рекомендуемые мероприятия

Рекомендуемые статьи

Старая новая любовь или зачем люди возвращаются в прошлые отношения?

0

Аватар специалиста Светлана Кисова

Светлана Кисова

Старая новая любовь или зачем люди возвращаются в прошлые отношения?

Возвращение к прежним отношениям, которые вызывали боль или разочарование, может показаться странным с точки зрения, логики и здравого смысла. Обычно мы ожидаем, что люди будут стремиться к счастью и здоровым взаимоотношениям, которые приносят...

Читать далее
Фильм “Черный лебедь” (2010): Смерть хорошей девочки, или Интеграция Тени

0

Аватар специалиста Елена Иванова

Елена Иванова

Фильм “Черный лебедь” (2010): Смерть хорошей девочки, или Интеграция Тени

Фильм начинается сновидением Нины, в котором она оказывается во власти злодея и злодей как будто управляет ею. Это символическое отображение охваченности Тенью. В процессе разбора фильма обсудим, что такое Тень, как она появляется и как...

Читать далее
Почему нет счастья и успеха? История из жизни

0

Аватар специалиста Елена Нестеренко

Елена Нестеренко

Почему нет счастья и успеха? История из жизни

Почему нет счастья и успеха? В любой проблемной ситуации, есть своя первопричина, т.е. это то, почему у нас этого сейчас нет. Психологи назовут это "вторичная выгода" или "самосаботаж". А если копнуть ещё глубже, то там будет находиться страх,...

Читать далее
Целительный сеанс коррекция судьбы

0

Аватар специалиста Елена Нестеренко

Елена Нестеренко

Целительный сеанс коррекция судьбы

В настоящее время вопрос профилактики и защиты от вирусов и болезней весьма актуален! Целительный сеанс. (Отчитка) — это скорая помощь и защита для вас при любом негативе и проблемах со здоровьем. Мы делаем его для вас один раз, а затем вы его...

Читать далее