Апофатический — в переводе с греческого означает "отрицательный".
Апофатическое высказывание строится на отрицании. Соответственно, апофатический способ определения чего бы то ни было — это определение путём отрицания, отграничивания от принципиально иного.
Катафатических определений психотерапии (определений через утверждение, катафатический — в переводе с греческого означает "утверждающий") много и они разные. Среди них есть как "научные", так и "поэтические". Вероятно, если задаться целью, можно найти среди них противоречащие друг другу.
Апофатический способ определения не даёт "конечного результата", "истины в последней инстанции", зато может дать более глубокое понимание и объёмное представление сути явления.
- Прежде всего, психотерапия — это не наука, а искусство.
- Психотерапия не является частью или дополнением (как бы "младшей сестрой") медицины, она скорее даже противоположна медицине и является её альтернативой.
- С другой стороны, психотерапия также не связана с эзотерическими системами знаний — ни на уровне теорий, ни на уровне рабочей реализации.
- В отличие как от науки (и в частности, медицины), так и от эзотерики, психотерапия в принципе не претендует на некое полное и непротиворечивое знание о человеке и мироздании. Психотерапия решает более конкретные и "приземлённые" задачи для реальных, причём весьма сильно отличающихся друг от друга, людей. И опирается в решении этих задач прежде всего на опыт, на многократные подтверждения или, напротив, опровержения теоретических гипотез и эмпирических находок.
- Психотерапия всегда осуществляется в интересах индивида, а не какой бы то ни было из социальных систем, в которые он включён. Задача психотерапевта — в становлении, утверждении и раскрытии, "разворачивании изнутри наружу" индивидуальности, какой бы странной, необычной, причудливой эта индивидуальность ни была. Психотерапевта не интересует и не может интересовать, "как правильно".
- Психотерапия — не бизнес и не относится к "сфере услуг", несмотря на то, что в большинстве случаев является платной.
- Психотерапия принципиально нетехнологична. Она не функционирует как набор "инструментов", техник, методов, а существует и происходит лишь в пространстве живого и непосредственного диалога личностей.
- Мастерство в психотерапии не представляется возможным достоверно оценить по успехам в преподавательской деятельности, написании текстов или публичных выступлениях. Серьёзная психотерапия вообще довольно-таки непубличное занятие.
- В психотерапии не существует "универсальной эффективности". Один и тот же человек — для кого-то эффективен как психотерапевт, а для кого-то — нет.
- Психотерапия не альтруистична. Психотерапевт делает своё дело, во-первых, просто следуя своему пути и предназначению, а во-вторых, за деньги.
- Психотерапия для своей реализации не нуждается в чём бы то ни было, за исключением слов и… стульев, то есть для эффективной психотерапевтической работы достаточно исключительно вербального взаимодействия и весьма простой обстановки. Следовательно, психотерапевт не нуждается во включённости в какие бы то ни было "бизнес-системы".
- Несмотря на многочисленные и регулярные попытки социальных институтов как-то регламентировать психотерапию, по сути (именно по сути, а не формально, формально-то всё, что угодно можно регламентировать) она не может быть регламентирована чем бы то ни было, за исключением выбора и признания со стороны реальных людей. Если психотерапевт эффективен, к нему со временем ходит всё больше клиентов вне зависимости от его "регалий". Такая ситуация требует от клиента готовности к ответственности за некоторый риск: только собственный выбор и его проверка на опыте могут показать, подходит ли терапевт.