Анализ любимой сказки "Золушка". Пример из практики
15017
0
0
15017
0
0
Каждая популярная сказка воплощает архетипы человеческого поведения. Сказки, в которых рассматриваются модели женско-мужских отношений, называются волшебными. На примере любимой волшебной сказки можно лучше понять ожидания женщины в отношении мужчины, её цель, средства, которыми она добивается цели, и многое другое.
Клиентка, назовём её О., замужем. Муж хорошо зарабатывает, имеет высокий статус, но его почти не бывает дома. О. отказалась от социальной реализации, все домашние хлопоты взяла на себя. Она чувствует себя одинокой и никому не нужной.
Для анализа модели её поведения я предложила работу со сказкой. Любимой сказкой клиентки оказалась хорошо всем известная "Золушка". Кстати, в моей практике это самая популярная сказка. Но до чего же разные все Золушки. Пожалуй, единственное, что их объединяет — потребность много работать. Ленивых Золушек я ещё не встречала.
Итак, сначала О. читает уже написанную дома сказку вслух. Я внимательно слушаю, обращая внимание на изменение голоса, мимики, жестов. Порой эта информация оказывается важнее самого содержания сказки.
Жил богач, и была у него дочка. После смерти жены мужик женился на другой женщине, которая привела в дом двух своих дочерей. И стала эта женщина мачехой для дочки мужика. Девочку звали Золушка.
Золушка помогала отцу по хозяйству вести домашние дела и быт. А старшие "сёстры" только и наряжались весь день перед зеркалом. И смеялись, как Золушка трудится. Мачеха невзлюбила дочку и давала ей задания на целый день и ночь — убрать, перебрать, постирать, подмести, сшить и т.д. Бедная девочка молча переживала все обиды и не решалась пожаловаться даже отцу, так как он полностью смотрел на всё глазами своей новой жены. Девочка от обиды забиралась за печку, где стояли мешки с золой. Сёстры и прозвали её Золушкой.
И как-то раз король устроил огромный бал. И созвал на него всех с жёнами и дочерьми. Золушка и сёстры тоже получили приглашение. Начались приготовления к балу, Золушка шила красивые платья для сестёр и делала причёски. Мачеха и сестры уехали на бал, а Золушка расплакалась, что не смогла туда попасть.
Её добрая крестная фея решила помочь девочке. Из тыквы сделали карету. Из мышей — кучера. Из ящериц — лакеев. Из старого платья — шикарное, красивое платье. И подарила Фея Золушке хрустальные туфельки. И сказала возвратиться домой до полуночи, иначе всё превратится обратно на свои места.
Золушка приехала на бал, но её никто не узнал. Принц выбежал даже её встречать. "Какая она красивая", — шептали гости. Золушка и Принц протанцевали весь праздник. И тут часы бьют двенадцать раз. Золушка очень быстро убежала, теряя на лестнице туфельку. А Принц даже не успел спросить её имени и только подобрал хрустальную туфельку.
…Издал Король "указ" — кому подойдёт туфелька, та и будет женой Принца. Очень много дворов объехал принц со свитой, но так и никому туфелька не подошла. Принц огорчился. И тут остался последний двор, где жила Золушка с сёстрами. Сестры наперебой начали примерять маленькую хрупкую туфельку, но не одной она не подошла. Принц увидел маленькую чумазую девочку, которая не привлекла его внимания. Но так как туфельку должны были примерить все, Золушке пришлось её надеть.
!!! Туфелька оказалась впору. Сёстры и поверить не могли. Они злились на Золушку и поняли, что той красавицей на балу была она.
…Принц отвёз её во дворец и через несколько дней сыграли весёлую свадьбу.
Золушка простила свою мачеху и сестёр, так как была очень доброй девочкой.
На этом сказка заканчивается, и мы переходим к её анализу.
— Чего Золушке не хватало в начале сказки?
— Отца.
— Какие события сказки вызвали больше всего эмоций?
— Когда Золушка делала всё за всех, обидно.
— В сказке говорится про мешки с золой, которые стояли за печкой. Для чего они там хранились?
— Не знаю.
— Пофантазируй.
— Золушка могла там уединяться, к грязным мешкам с золой никто не подходил.
— Что случилось с мамой Золушки, почему она умерла?
— Мама умерла от бессилия, очень сильно переживала отношения с мужем, всё время была одна, всё сама, не чувствовала себя нужной. Душевная болезнь, нервный срыв, закрыла глаза и умерла.
— Что она хотела от мужа?
— От мужа хотела любви.
— Каких действий она хотела от мужа? Что для неё является проявлением любви?
— Хотела поддержку во всех трудностях, понимания, что нужна она одна.
— Значит, ей нужны трудности, чтобы муж мог поддержать?
— Да (с грустью). Для неё характерна неуверенность в себе, самокопание.
— У неё были сомнения, что мужу нужна она одна.
— Муж больше времени, чем жене, уделял работе, сделал состояние. Жена ему в этом помогала.
— В чём заключалась её помощь?
— Обустройство быта, сопереживание ему. В ответ она не получала того же.
— Как получилось, что отец выбрал в жены именно эту женщину — мачеху.
— Она сама женила его на себе, привлёк состоянием.
— Дай определение, кто такой "мужик". В сказке ты называешь отца — "мужик богатый".
— Мужик — тот, кто постоянно пашет, труженик.
— А мужчина — это кто такой?
— Это более благородное создание.
— А принц?
— Принц — нежное, беспомощное существо, тонкой натуры человек.
— Что общего между принцем и мужиком?
— Состояние.
— Финансовая успешность мужа была важна и для первой, и для второй жены, и для Золушки это тоже важно, я правильно поняла?
— Да, это так. Беспечная жизнь в материальном плане важна.
— Почему Фея наградила Золушку?
— Золушка была добрая, отзывчивая.
— В чём проявлялась её доброта?
— Усмешки и зло мачехи и её дочерей она принимала как должное.
— Усмешки и зло Золушка принимала как должное, это действительно полезное качество, за которое следует вознаграждать?
— Нет, конечно. Это ужасно, глотать слёзы вперемешку с обидой.
— Что Золушка могла сделать по-другому?
— Могла выразить мачехе и её дочерей своё недовольство, пожаловаться отцу (хотя он вряд ли стал бы слушать её жалобы).
— Она могла жить отдельно, самостоятельно?
— Да, могла. Отец даже помог бы ей материально.
— Мы с тобой выяснили, что жертвенность и терпение — это не те качества, за которые стоить награждать. Тогда всё-таки почему Фея наградила Золушку?
— Наверное, она дала Золушке… шанс взбодриться, подтолкнула её вперёд, но это не помогло.
— Что ей помешало?
— Привычка быть покладистой, жертвой, её мама была такой же.
— Хочу тебе напомнить, что в психологии жертвы могут быть выделены три позиции, впервые изображённые в виде рисунка психиатром и мэтром транзактного анализа Стивеном Карпманом. Он назвал этот рисунок драматическим треугольником.
Всё многообразие ролей может быть сведено к трём основным — Спасателя (С), Преследователя (П) и Жертвы (Ж).
Треугольник, в который объединяются эти роли, символизирует их связь, постоянную смену. Общение в пределах этого треугольника даёт возможность не брать ответственность за свои поступки и решения, а также в награду за это получать сильные эмоции и право не решать свои проблемы (так как в этом всём виноваты другие). Текст сказки заканчивается следующими словами: "Золушка простила свою мачеху и сестёр, так как была очень доброй девочкой". Происходит перемещение ролей героини внутри "драматического треугольника" из жертвы в спасателя. Спасение — это та же зависимость, потому что Спасителям необходимо чувствовать, что их ценят. Им не разрешено заботиться о себе и своих потребностях, поэтому они заботятся о других.
— Неважно, какую роль мы играем в треугольнике в данный момент, в конце концов, мы всегда превращаемся в жертву? Если мы в треугольнике, мы живём как жертвы?
— Да. Каждый раз, когда мы отказываемся принимать на себя ответственность, мы бессознательно выбираем роль жертвы. Что Золушка получила в конце сказки?
— Вышла замуж за принца.
— Помнишь, я тебя спросила: "Чего Золушке не хватало в начале сказки?".
— Да. Я ответила: "Отца".
— Получается, что вместо отца Золушка встретила принца. Что Золушке понравилось в принце?
— Его красота, красивые слова, которые он ей говорил.
— Но ведь он не узнал даже имени Золушки. Получается, что он ей говорил красивые слова, не зная её имени. Может быть, ему было всё равно, кому говорить красивые слова, он просто хорошо умел это делать?
— Да, это так.
— Ранее ты называла принца "беспомощное существо". Зачем Золушке такой принц?
— То, что он беспомощный даёт Золушке ощущение собственной нужности.
— В чём проявляется беспомощность принца?
— Он не в состоянии обслужить себя сам, самостоятельно гладить, убирать, готовить.
— Но, если всё это будет делать Золушка, чем её жизнь будет отличаться от жизни с мачехой?
— (с удивлением) Ничем.
— Золушке не хватало отца, в конце сказки она вышла замуж за принца, то есть нашла символического отца, но оказалось, что в её жизни ничего принципиально не изменилось. Она будет также гладить, убирать, готовить, как это делала, живя с мачехой. Она будет вести себя так, как её мама, не ощущая себя нужной и умерев от бессилия и одиночества. Что же тогда на самом деле является целью жизни Золушки?
— Быть нужной для мужчины, который рядом.
— Сколько лет было Золушке, когда умерла её мама?
— 17.
— Что происходило в твоей жизни, когда тебе было 17?
— Ничего особенного, заканчивала школу.
В это время я внимательно рассматривала генограмму, добавив к году рождения А. 17 лет. Родилась она в 82 году. Какие же важные события происходили в её семье в 99 году? Практически одновременно мы произнесли: "умер отец". Отец О. трагически погиб под колёсами автомобиля, на тот момент у него давно уже была другая семья. Мама О. рассталась с её отцом, когда О. было 11 лет, не выдержав его постоянных измен. Сейчас стало понятно, почему в начале анализа на мой вопрос: "Чего Золушке не хватало в начале сказки?", она ответила: "Отца".
— Если бы ты могла сейчас изменить сказку, что бы ты изменила?
— После смерти матери Золушка бы стала жить самостоятельно. Встретила надёжного, верного мужчину.
— Где его можно встретить?
— Среди тех, кто трудится.
— Что дало бы Золушке ощущение того, что она нужна своему мужчине?
— Его слова благодарности за заботу, отзывчивость на просьбы, совместное налаживание быта и вообще совместное времяпровождение.
Изменение отношения к мужу у О. случилось позднее, а в результате анализа сказки произошло осознание следующих моментов:
Почему самодостаточные женщины не хотят замуж?
Если женщина находится без мужчины, что бы она не говорила, у неё есть веские причины для одиночества, то есть она не хочет быть с мужчиной. Само слово "самодостаточная" переводится как "всего достаточно в самой себе", как правило, это женщина...
Как мы думаем, так и чувствуем себя. Пример работы с ограничивающим убеждением
Наши мысли определяют наша чувства. Как мы думаем, так и чувствуем себя. Если мысли многократно повторяются, они становятся убеждениями. И, конечно, большинство наших убеждений — родом из детства. Некоторые из них помогают нам жить, развиваться,...
Хотели мальчика, родилась девочка
Как часто это является травмой для маленького, едва появившегося на свет ребёнка. Ведь самое большое его желание — быть любимым родителями. Ради этой любви малышка готова делать всё, что ожидают от неё родители, девочка как бы говорит своим...
Почему нам не нравятся некоторые цвета
У каждого из нас есть детские травмы. Большие или маленькие. Забытые или постоянно прокручиваемые в голове. Непрожитые в прошлом, они отравляют нашу жизнь сегодня. Душевная боль мешает радоваться жизни, строить отношения, достигать успеха. Да и...
Сущности, или, другими словами, духи умерших людей, которые не отошли к Богу после своей физической смерти, могут блуждать в загробном мире очень много лет. Это связано с тем, что значительное число духов умерших не осознает трансформации,...
В России предложили ввести реестр женатых мужчин
Выскажу своё мнение как семейного психолога:Слышали об этой новости? Суть предложения: Снизить шанс на знакомство свободных женщин с женатыми мужчинами, следовательно снизить количество измен и разводовКак думаете, даст ли это при его введении...
Работа с психологом по запросу: плюсы и минусы
В психотерапевтической практике встречаются разные типы клиентов: кто-то предпочитает погружаться в долгосрочную психотерапию, заявляя глобальные запросы, а кто-то обращается к психологам лишь по конкретному запросу. При этом в обращениях по...
Как формируется самооценка и доверие себе
Самооценка и доверие к себе — базовые опоры нашей личности, они закладываются в детстве и влияют на всю последующую жизнь. Эти процессы тесно связаны с этапами нашего развития в детском и подростковом возрасте, взаимодействием с окружающими и...