Вернуться на главную

Аналитическая работа с психической травмой

Дата публикации:
5 января 2013

0

(0)

1159

0

0

Аватар специалиста Мария Прилуцкая

Мария Прилуцкая

автор

Аналитическая работа с психической травмой

"Я думаю о том… что все на свете содержит в себе свою противоположность; ничто не может существовать без своей противоположности, как свет без тени, как правда безо лжи, как иллюзия без реальности-все эти понятия не только связаны друг с другом, но и неотделимы друг от друга… как жизнь и смерть" — Э.М. Ремарк "Жизнь взаймы".

К понятию психической травмы

"Эмоциональное потрясение, пережитое индивидом и не подлежащее психологической переработке, и сопровождающие его непреодолимые аффекты" (Фрейд,1893а).

"Неожиданное чрезмерное раздражение, под влиянием которого привычные способы функционирования психического аппарата оказываются бессильными и Эго становится абсолютно беспомощным" (1920g, 1926d, Фрейд).

Многими исследователями подчёркивалась роль переживания опыта насилия в детстве как значимого фактора формирования так называемых расстройств личности, особенно пограничного уровня (Кернберг, Маквильямс, Мастерсон).

Д. Калшед, вслед за Фрейдом, использует слово "травма" для обозначения всякого переживания, которое вызывает непереносимые душевные страдания или тревогу у ребёнка. Отличительной чертой травмы является переживание невыразимого ужаса перед угрозой растворения "связного Я".

Для понимания психических механизмов реакции на травму, вызванную разрушительным переживанием детского абъюза или кумулятивным неудовлетворением потребности в зависимости, Калшед предлагает понятия второй линии защит — направленных на сохранение неуничтожимого личностного духа и, с внешней точки зрения, на предотвращения сумасшествия (психоза). Назначение этих защит состоит в том, чтобы немыслимое не было пережито. Эти защиты имеют архетипическую природу и во снах, фантазиях и видениях они персонифицируются в архетипических демонических образах, имеют происхождение не из индивидуальной, личной психики, а из коллективного уровня.

Эти архетипические защиты можно рассматривать как психическую систему самосохранения, действие которой связано с регулирующим назначением Самости. При этом эти демонические защиты можно рассматривать как проявлением тёмной амбивалентной Самости, которая не связывается со светлой стороной Самости вследствие непереносимой травмы.

Задачей этого внутреннего стража является защита неуничтожимого личностного духа и изоляция его от реальности (с целью защиты). Все последующие во взрослой жизни благоприятные изменения в отношениях между человеком и миром воспринимаются защитной системой как повторение травматического опыта ребёнка, поэтому внутренний страж сопротивляется изменениям и налаживанию отношений с другими во внешнем мире, в том числе и с терапевтом.

Таким образом, внутренний охранник — это и внутренний тюремщик (обвинитель и утешитель) — некоторое дьявольское имаго, приходящее из коллективной психики, удерживающее личностный дух, когда Эго фрагментировано вследствие травмы и актуализируются примитивные архаические защиты.

В фантазиях и сновидениях эта пара представлена в образах уязвимых, юных невинных созданий (ребёнок, животное), а система самосохранения — в образах благодетелей или злобных существ, которые защищают или преследуют эту уязвимую часть.

Целью аналитической работы с травмой является воссоединение внутреннего и внешнего мира, воображения и реальности, воссоединение контакта Эго с Самостью и появления Самости индивидуации через работу горя и рост толерантности к аффекту, когда тёмная и светлая стороны Самости начинают интегрироваться.

Именно символическая реальность, работа с помощью символических, мифологических образов — та потенциальная, важная область, предлагаемая аналитической психологией для психотерапии.

Трансцендентная функция психики может рассматриваться, как врождённая тенденция психики придавать форму недифференцированному хаотическому материалу первичных процессов и представлять их в бессознательном в виде сновидений и других продуктов воображения. Трансцендентная функции и её реализация в качестве формирования символов есть средство соединения, связывания двух миров, внешнего и внутреннего, способ соединения фрагментированной психической реальности. Это позволяет активизировать восстановление связей между аффектом и образом.

При работе всегда риск — мощный регресс.

Провал в травму — захваченность архетипической психикой. Поэтому так трудно рефлексировать, что чувства и энергии эти коллективные, а не личностные, и это создаёт напряжение в переносе/контрпереносе. Начинают действовать воображаемые объекты из коллективной психики, которые отражают уже не столько личный объективный опыт. То есть мы сталкиваемся не только с материнским и отцовским комплексом, а с действием примитивных защит, описанных, например, Д. Калшедом в качестве архетипической системы самосохранения (регулируемой Самостью).

Тяжёлая травма приводит к сильной фрагментации Эго, актуализации примитивных защит и одержимости личности дьявольским имаго, приходящим из коллективной психики. Базисная структура: защитник/преследователь и его клиент/невинное дитя.

Архетипические образы нужно отделять от личных переживаний (душа не может их выдержать): необходимо искать индивидуальное.

Последствия травмы:

  • Нарушение тестирования реальности, смешение реальности и фантазии;
  • Неспособность к установлению адекватного внутреннего контроля;
  • Активация примитивных защит;
  • Доминирование садомазохистических тенденций;
  • Неспособность интегрировать позитивные и негативные представления об объектах;
  • Всеобъемлющий страх утраты объектов;
  • Утрата границ;
  • Нарушение формирования самооценки и половой идентичности;
  • Ухудшение способности к символизации.

Что надо принимать во внимание при психотерапии:

  1. Отношения:Необходимо формирование рабочего альянса, доверия и внимание к его подержанию: внутрипсихические бессознательные силы больше, чем энергии Эго. Работа с мощным сопротивлением к изменению (демонические защиты, отыгрывание, навязчивое повторение).Поддержка формирования зависимости (если нет зависимости, практически невозможно работать).Холдинг, сохранение эмпатии к коммуникации пациента, проявление эмоциональной заботы. Способность выдерживать агрессию пациента и не быть разрушенным ею. Контейнирование (способность делать материал мыслимым).Убеждённость терапевта в том, что жизнь может стать лучше (не идентификация с безнадёжностью и беспомощностью).Анализ и удерживание контрпереноса.
  2. Амбивалентность:Удерживание амбивалентности. Возможность удерживать нескольких полюсов (не идентифицироваться с полюсами).Важно существование интегрированного образа пациента у терапевта, даже если собственный образ у клиента расщеплён и хаотичен. Интерпретация примитивных механизмов (Кернберг) усиливает Эго.
  3. Эмоции:В работе ориентация на то, что во взаимоотношениях с терапевтом имеет самое большое эмоциональное значение. Большая часть информации проходит невербально. Большое внимание к аффектам. Прояснение эмоций и их интеграция. Поддержка личностного духа, открытие и принятие раненой части. Осуществление работы горя. Работа с целью роста толерантности к аффекту в психотерапевтическом процессе — когда тёмная и светлая сторона Самости начинают интегрироваться. Сочетание утешения и твёрдости — психотерапевтическая установка.
  4. Отношения Эго/Самость:Цель: воссоединение внутреннего и внешнего мира. Так как существует мощное отделение от мира, энергия не вкладывается в эту жизнь. По мере проведения психотерапии отказ от идентификации с энергиями Самости, отказ от всемогущества, инфляционных фантазий (имеющих защитную природу).Вместо Самости выживания — активация Самости индивидуации.
  5. Символическое*:Активизация работа трансцендентной функции: трансцендентная функция преобразует напряжение между психическими оппозициями в символ, "третью сущность", промежуточное звено между мистерией жизни и усилиями Эго. Символы синтезируют обе оппозиции. Должен быть найден и приписан смысл тем событиям внешним и внутренним, которые происходят с человеком. Работа с личным мифом (построение личного мифа).Работа над развитием функций символизации — то есть способности приписывать значения опыту и создавать осмысленные связи между событиями (настойчивость аналитика в видении фантазий, образов сновидений символическими; пациент может их отыгрывать, но не в этом их целительный смысл, даже если фантазии или образы отражают травму).
  6. Супервизия (самосупервизия, интервизия, опора на свой контрперенос).

*Джин Нокс: "У пограничного пациента нет способности репрезентировать свой психический мир, и поэтому нет ядра когерентной и зрелой идентичности. В анализе такие пациенты абсолютно зависят от способности терапевта психологизировать и поддерживать стабильную репрезентацию их самих и их идентичности. Решающую роль в контейнировании играет способность терапевта понять психические процессы пациента.

Пациент тогда потом сможет развивать свою собственную модель своего внутреннего мира. Пациент хочет лучше узнать внутренний мир терапевта, чтобы открыть свой собственный. У пациента есть острая необходимость видеть реакции аналитика. Надо позволить исследовать в воображении, что, как кажется пациенту, происходит в терапевте".

Психология и психотерапия

Другие статьи автора

Мария Прилуцкая: "Радость и интерес к жизни освобождают и оздоравливают нас"

5.0

Аватар специалиста Мария Прилуцкая

Мария Прилуцкая

Мария Прилуцкая: "Радость и интерес к жизни освобождают и оздоравливают нас"

Традиционно за здоровье детей и всей семьи отвечала и отвечает женщина. И это психологически обосновано. При этом важный вопрос, какое место должно быть отведено мужчине, отцу? В медучреждениях можно увидеть три типа семейного поведения: Первый...

Читать далее
Возможности игротерапии и юнгианской песочной терапии (sandplay) в работе с психосоматическими состояниями у детей

5.0

Аватар специалиста Мария Прилуцкая

Мария Прилуцкая

Возможности игротерапии и юнгианской песочной терапии (sandplay) в работе с психосоматическими состояниями у детей

Психосоматические расстройства у детей являются довольно частой причиной обращения за врачебной и психологической, психотерапевтической помощью. (Захаров А.И., Андропов Ю.Ф., Шевченко Ю.С., Николаева В.В., Арина Г.А.). Эти состояния распространены...

Читать далее

Статья связана со специалистами

Смотрите также