А я мечтаю стать космонавтом!
301
0
0
301
0
0
Пожалуй, многие из нас помнят, как произносили эту фразу в детстве! Да и кто не мечтал о будущем, воображая, как оно сложится? Как, став взрослым, мы будем жить в просторном доме, как будем покупать себе всё, что пожелаем, как добьёмся успехов в тех или иных профессиях… Пожалуй, воображали все! К сожалению или к счастью, при этом, немногие из нас осуществили фантазии своего детства — не все стали великими космонавтами, известными балеринами и врачами. Но так ли бесполезны были эти мечты? И вообще — нужно ли человеку воображение? Давайте разберёмся!
С точки зрения психологии, воображение — это способность человеческого сознания создавать образы, представления и идеи, а также манипулировать ими безотносительно объективной реальности. Воображение — это продукт эволюции, так как, в числе прочих особенностей психики, ставит человека на самую высокую ступень развития — воображение доступно только людям! Педагоги и воспитатели специально развивают эту способность у детей. Так давайте попробуем задуматься, для чего эта способность человеку?
Многие из нас видели, как легко уходят в мир фантазий дети! Ребёнок, не способный, подобно взрослому, контролировать все свои проявления, замечтавшись, может начать взаимодействовать с иллюзорными персонажами: мальчики стреляют из несуществующих пистолетов, девочки кормят несуществующих малышей… И, к сожалению, не всегда эти фантазии уместны — порою, излишняя мечтательность приводит к проблемам в школе. Но, главное, с годами она не проходит и может вклиниваться в жизнь уже взрослого человека, отвлекая от работы, заставляя проезжать нужные станции, тем или иным образом выключая из повседневной активности… Помимо прочего, в психологии описан такой феномен, как "уход от реальности", при котором человек и вовсе меняет объективную реальность на иллюзорную (это могут быть просто фантазии, игры, психоактивные вещества и пр.), тем самым, выпадает из неё, становясь неспособным отвечать её объективным требованиям. Такой механизм и вовсе играет далеко не на руку человеку и обществу в целом. Однако, несмотря на это, специалисты в области педагогики и психологии сходятся во мнении — воображение нужно человеку и одна из задач воспитания здоровой личности — развитие у неё способности воображать!
А дело вот в чём. Образы, которые использует и создаёт человек в течение жизни, действительно, не ограничиваются образами объективной реальности. В сознании человека переплетается и то, что непосредственно воспринималось, и то, чего не было и быть не могло. Воспринимая реальность, человек не только познает мир, но и изменяет, преобразует его. И для того, чтобы делать это на практике, человеку необходимо сначала проделать это мысленно. И все те образы, которыми пользуется для этого человек — как раз и есть воображение!
Воображение — это способность человека оперировать образами. Именно оно является необходимой базой для планирования деятельности и создания возможности реализации замыслов. Воображение делает возможным протекание таких процессов, как: моделирование, планирование, творчество и даже игра. Оно же является основой наглядно-образного мышления, позволяющего ориентироваться в ситуации и решать задачи без вмешательства практических действий. Благодаря воображению, человек способен разрешить ситуацию, когда практические действия или невозможны, или затруднены, или просто нецелесообразны. Даже работа памяти зависит от воображения — ведь то, что мы помним, это и есть образы, и воображение — будто мост, соединяющий человеческое настоящее с его прошлым и ожидаемым будущим.
Помимо прочего, воображение тесно связано с эмоциональной сферой личности — наши фантазии являются центральным способом выражения наших эмоциональных реакций. Благодаря воображению, многие чувства (особенно негативные) не выражаются прямым действием, но и не остаются мёртвым грузом внутри. Воображение позволяет получать разнообразный опыт переживаний и оставаться при этом в рамках социально приемлемого поведения. Человек имеет возможность снять излишнее эмоциональное напряжение с помощью фантазий, не навредив никому и ничему в реальности.
Воображение, таким образом, действительно, является важнейшей стороной человеческой психики. А вся материальная и духовная культура человечества — это, по сути, продукт воображения! Благодаря воображению человек имеет возможность творить, а творчество, в свою очередь, развивает и память, и мышление, и восприятие, и внимание… То есть, всё то, без чего не выйдет из человека ни хорошего ученика, ни успешного профессионала! Но самое главное, что именно воображение делает человека способным поставить себя на место другого, и, таким образом, быть нравственно-богатой и духовной личностью — уметь сострадать, сочувствовать и любить!
Однако, воображение, действительно, может способствовать самосовершенствованию личности, но может и перерасти в пассивную мечтательность, привести к замене реальной жизни фантазиями. В этих случаях речь идёт об определённом способе человека защищаться от невыносимости каких-то переживаний и чувств. Без воображения, в таких ситуациях, человек мог бы сойти с ума… Однако, реальную помощь воображение не оказывает, поэтому излишняя мечтательность ребёнка, его постоянный уход в мир фантазий и грёз — это, скорее, сигнал его родителям и окружению: "Обратите на меня внимание! Я не знаю, как справиться с переживаниями и прячусь в мир фантазий!". Благодаря воображению, ребёнок кое-как спасается от душевной боли, а взрослые узнают о его беде и становятся способными оказать фактическую помощь ребёнку. Если же ребёнок фантазирует, не заменяя объективную реальность иллюзорной, — порадуйтесь за него. Похоже, у него есть все шансы добиться больших успехов в жизни!
Таким образом, способность воображать не просто нужна, но и должна развиваться и подкрепляться! Развитию воображения способствуют все ситуации, в которых проявляется активность и самостоятельность в решении практических ситуаций. А мешают — запреты проявления такой активности и требования во всем соответствовать решениям авторитетов. В руках взрослого — помочь воображению ребёнка развиваться, провоцируя активность и самостоятельность в решении жизненных задач и поощряя любые принятые самостоятельно решения!
Не выставляйте своё счастье напоказ.
Не выставляйте своё счастье напоказ. На свете злобы и ехидства море. Застрянет, несомненно, костью в горле у любопытством заполняющихся язв. Не выставляйте своё счастье напоказ. Любви, Всевышним данной, снимки Вы не храните во всемирной паутинке...
Система отрицаний в зависимости
Зависимость – хроническая прогрессирующая болезнь, от которой невозможно исцелиться. Такие состояния, как наркомания и алкоголизм – занесены в международный классификатор болезней. Зависимость занесена в тот же справочник, что и гастрит, например,...
Невротический конфликт и рождение личности
Ключевой невротический конфликт, с которым мы имеем дело в психотерапевтической практике, - это конфликт между желаниями, стихийными порывами человека и социальными и/или культурными нормами. Когда хочется чего-то одного, а нельзя, нужно делать...
Прокрастинация, в чем причина?
Как то работала с женщиной, которая постоянно при разговоре упоминала слово "прокрастинация", я решила разобраться, почему она все время это говорит. Вот, что означает слово прокрастинация. Прокрастинация - это склонность откладывать важные дела...