Вернуться на главную

6 вопросов к нейропсихологу

Дата публикации:
26 февраля 2014

0

(0)

1706

0

0

Аватар специалиста Мария Югай

Мария Югай

автор

6 вопросов к нейропсихологу

В последнее время данное направление психологии стало применяться в работе психологов всё шире, хотя сама нейропсихология далеко немолодая дисциплина, основоположником которой был Р.А. Лурия, выдающийся отечественный психолог. Тем не менее, многие родители часто задаются вопросами: что это за направление, чем отличается от других и насколько эффективно. Поэтому здесь мы постарались ответить на наиболее часто задаваемые вопросы.

Уже не одно десятилетие в нашей стране существуют, расширяются и совершенствуются такие услуги детям, как "подготовка к школе". И любой заботливый родитель непременно сделает всё возможное, чтобы его ребёнок был успешным и готовым к не по-детски серьёзным современным школьным требованиям. Поэтому так массово дети посещают, помимо обычных занятий в детском саду, различные Центры развития и курсы подготовки при школах, лицеях и гимназиях. И несомненно это даёт очень хорошие результаты. Но, тем не менее, неуклонно растёт число детей, которые, не смотря на все стандартные программы подготовки в школе, испытывают значительные трудности.

В чем же дело? Причин может быть достаточно много, но в первую очередь необходима консультация детского нейропсихолога и не только уже тогда, когда проблемы, что называется, на поверхности, но с профилактической целью до поступления в школу. Итак…

Для чего необходимо получить нейропсихологическую консультацию?

Для того чтобы полнее представить весь диапазон психических возможностей вашего ребёнка:

  • Определить соответствие в психическом развитии возрастным нормам (сильные стороны, задатки и то, что требует дополнительного стимулирования).
  • Обозначить уровень готовности к школе (уровень готовности к изучению различных школьных дисциплин и дополнительных факультативных предметов, уровень готовности к взаимодействию в детском коллективе).

и всё это, чтобы обеспечить гармоничное и успешное развитие вашего ребёнка в детском саду, школе и в самостоятельной жизни.

Что выявляет нейропсихологическая диагностика?

Нейропсихологическая диагностика позволяет выявить причины возможных трудностей:

  • В учёбе: невнимательность, низкий уровень усвоения и запоминания материала, большое количество ошибок.
  • В поведении: неусидчивость, медлительность или излишняя активность, проблемы дисциплины.

В отличие от общепринятых психологических исследований готовности к школе, в частности, нейропсихологическая диагностика определяет комплекс глубинных мозговых механизмов тех или иных проблем в развитии. Потому что любая высшая психическая функция: память, внимание, речь и т.д., опирается на работу нескольких участков мозга — звеньев. И недоразвитие каких-либо звеньев или/и недостаточная зрелость связи между звеньями — участками мозга приводит к отставанию в развитии психической функции в целом. А основная задача диагностики, если сказать упрощённо, выявить эти "слабые" звенья или слабые связи. Соответственно и нейропсихологическая коррекция очень "точечно" направлена на скрытые неявные, но настоящие причины нарушений.

Когда следует самостоятельно обратиться к нейропсихологу?

Нейропсихологическая диагностика показана, если ребёнок:

  • Получил общий наркоз.
  • Часто болеет, соматически ослаблен, имеет хронические заболевания.
  • Имеет проблемы с памятью и вниманием.
  • Пишет, рисует левой рукой.
  • Неусидчивый, суетливый, делает много хаотичных движений или чрезмерно медлительный, не воспринимает инструкцию сразу, требуются повторы.
  • В движениях выглядит неловким, неуклюжим, угловатым.
  • Демонстрирует частую смену настроения, неустойчивый эмоциональный фон.
  • Проявляет себя как "трудного" в воспитании, получает нарекания по поводу поведения в детском коллективе и дома.
  • Плохо усваивает учебный материал.
  • Двигает ногами, языком, когда пишет и рисует.
  • Пропускает, заменяет буквы и цифры, пишет их зеркально.
  • Наблюдается/наблюдался у врача-невролога и/или получил родовую травму; родился с помощью кесарева сечения; имеет повышенный или пониженный мышечный тонус или какую-либо иную неврологическую симптоматику; мало ползал или не ползал совсем; имел травмы головы.
  • Имеет проблемы в речевом развитии.

Как проводится диагностика?

Диагностика проводится в присутствии родителя/родителей в течение 1-го часа, в некоторых случаях необходимы 2 встречи, и состоит из 3-х этапов.

На первом этапе выслушивается запрос, жалобы родителя. Психолог знакомится с ребёнком, устанавливает контакт, исследует материал, наглядно демонстрирующий развитие ребёнка-тетради, рисунки, поделки и т.п., собирает информацию о развитии ребёнка.

На втором этапе ребёнку предлагается серия заданий в игровой или учебной форме, в зависимости от возраста, с картинным, стимульным, материалом или без него. Задания направлены на изучение состояния функций внимания, зрительной и слуховой памяти, зрительно-пространственных функций, навыков планирования и самоконтроля, мышления, речи и т.д.

На третьем этапе психолог интерпретирует полученные данные и даёт предварительное заключение с рекомендациями в устной форме. Письменное заключение выдаётся через некоторое время по предварительной договорённости или отсылается по электронной почте.

Полная диагностика возможна с 4=х лет, наибольшая польза от нейропсихологической коррекции будет, если работа начнётся, как можно раньше, с дошкольного и младшего школьно возраста. Коррекционные мероприятия проводятся до 12-ти лет.

Что такое нейропсихологическая коррекция?

В заключении нейропсихолога могут быть указаны те сферы психической деятельности, которые нуждаются в дальнейшей коррекции и развитии. В соответствии с этим, в заключении содержатся рекомендации для родителей, для педагогов детского учреждения, а также рекомендации пройти курс нейропсихологической коррекции с последующей повторной диагностикой.

Курс нейрокоррекции обычно составляет 3–6 месяцев, с периодичностью занятий 1–2 раза в неделю. В зависимости от механизма нарушения нейрокоррекция будет проходить в рамках той или иной программы.

Насколько эффективна нейропсихологическая коррекция?

На данный момент нейропсихологическая коррекция единственное эффективное направление в области коррекции поведения и учебной успеваемости у детей дошкольного и младшего школьного возраста с признаками "незрелости" определённых мозговых структур. Оптимальный режим для получения стойких ярко ощутимых результатов — это 2 коррекционных цикла с перерывом в 3–6 месяцев.

Психология и психотерапия

Смотрите также