Вернуться на главную

5 вопросов про тренинг С.Н. Басалаеву

Дата публикации:
13 ноября 2014

5.0

(1)

507

0

0

Аватар специалиста Инна Бервено

Инна Бервено

автор

5 вопросов про тренинг С.Н. Басалаеву

В преддверии тренинга "Общение: техника эффективного воздействия", мы (Театральная школа Scena) задали несколько вопросов автору и ведущему тренинга кандидату культурологии, доценту кафедры театрального искусства КемГУКИ Сергею Николаевичу Басалаеву. Их нам чаще всего задают люди, собирающиеся посетить мастер-классы Сергея Николаевича в первый раз.

Итак, мы спросили то, что чаще всего спрашивают у нас:

Для кого этот тренинг? Или ещё можно так поставить вопрос: кому полезно прийти на этот тренинг (мастер-класс)?

C.Н.: — Тренинг не следует называть мастер-классом, так как мастер-класс предполагает просто пассивное присутствие и наблюдение, а тренинг — непосредственное активное участие. Тренинг рассчитан на людей, которые хотели бы изменить свою каждодневную жизнь: научиться не только смотреть, но и видеть, не только слушать, но и слышать, не только понимать, но и принимать партнёра по общению, овладеть приёмами эффективного взаимодействия с окружающей их средой, освоить способы существования в позитивном конфликте, а главное — получать удовольствие от любого общения с миром.

Что будет на мастер-классе? К чему готовиться, чего ждать?

С.Н.:Поставленные выше задачи достигаются посредством того, что на тренинге будет дано минимум самых необходимых теоретических оснований (о четырёх уровнях общения: вербальном, невербальном, довербальном и "несказуемом", а также о психическом осязании партнёра и о прямом психическом воздействии на него), но максимум практических упражнений, заимствованных из различных систем воспитания актёра и современных психологических практик, адаптированных для тех, кто не имеет отношения к актёрскому искусству.

Что можно успеть в такой обширной теме за два часа?

С.Н.: — Конечно, тренинг не предполагает всестороннего и подробного раскрытия темы, более того, мы касаемся таких областей сознания, где практически ничему научить невозможно (можно лишь научиться самому), видится возможным на тренинге наметить пути самостоятельной практической реализации поставленной цели.

Если нет актерского опыта, можно участвовать? А если есть?

С.Н.: — Тренинг не предполагает пассивного наблюдения со стороны в качестве зрителя, в нём могут активно участвовать как люди с профессиональной театральной подготовкой, так и те, кто не имеет никакого отношения к театральному творчеству.

Если не участвовал в предыдущем мастер-классе, есть смысл участвовать?

С.Н.: — Упражнения в тренинге построены от самого простого к сложному, степень освоения каждого упражнения зависит от потенциальных возможностей конкретной группы, его выполняющей. Любой тренинг сам по себе самодостаточен, имеет свою драматургию и законченность, поэтому не подразумевает постоянного посещения всего курса. Но весь цикл тренингов выстроен именно как курс со своими целями и задачами, предполагает поэтапное практическое освоение навыков эффективного общения и взаимодействия с самим собой и окружающим миром.

На последние два вопроса: Что дает актерское мастерство для жизни? Как Вы пришли к этому направлению в тренингах?, — Сергей Николаевич ответил нам очень серьёзно, частично приведя текст своей научной работы.

С.Н.: — Актёр на сцене сознательно вырабатывает необходимое по роли отношение и общается с предметами и партнёрами, исходя из него и данных предлагаемых обстоятельств, напомним также, что сценические чувства и переживания абсолютно реальны. В обыденной жизни мы играем множество социальных ролей, почему бы не использовать навыки актерского мастерства для сознательного установления отношения для того, чтобы взаимовыгодно взаимодействовать с партнёром по общению. Что позволит влиять если не на сами события своей жизни, то хотя бы на отношение к ним.

Применяя упражнения для воспитания элементов актерской психотехники в различных областях, сначала искусства и спорта, а затем в других сферах деятельности, ведущий цикл данных тренингов наблюдал стабильные результаты роста эффективности в общении.

Практическому применению предложенных тренингов сопутствовало двадцатилетнее осмысление Басалаевым С.Н. своего театрального опыта и опыта своих коллег, что нашло отражение в его диссертации, где рассмотрев феномен игры в целом и актёрской игры в частности, были выявлены сходства и различия между ними. Напомним, что мотивом актёрской игры в любой роли является стремление к немедленной реализации своего недостижимого в данный момент желания, хотения, знания, и это возможно только в игре. Именно в ней происходит иллюзорная реализация нереализуемых желаний играемого персонажа в процессе настоящих переживаний актера. Все события роли происходят с актёром и отражаются на его психофизическом состоянии, при полном понимании условности происходящего.

"Мыслители Серебряного века рассматривали актёрствование прежде всего как мастерство изживания событий внутреннего плана, что изначально является функцией человеческой души, а затем уже искусства сценического. Под театральностью они подразумевали явление природное, досоциальное и доэстетическое, которое является сначала свойством человеческой души, а потом уже источником театра. Для Человека в жизни самое важное — стать другим и делать другое, то есть самосовершенствоваться, поэтому ему свойствен инстинкт преображения. Такой театральности вообще нельзя "подражать", её можно (и должно) только реализовывать — и в жизни, и в искусстве.

Главное — помнить, что в основе любого творчества лежит игровая деятельность. С раннего детства условная реальность игры дополняет и улучшает нашу жизненную повседневную реальность за счёт творческого усовершенствования существующей или выдуманной, но усвоенной жизнедеятельности. Первостепенное значение обретает то, ради чего используется игра в качестве средства. И чем бы мы ни занимались, важно постоянно осознавать, где заканчивается игра и начинается… другая игра".

Культурное развитиеСамопознаниеПсихология и психотерапия

Рекомендуемые мероприятия

Рекомендуемые статьи

Нумерологический расчет на октябрь

0

Аватар специалиста Евгения Андреева

Евгения Андреева

Нумерологический расчет на октябрь

Нумерологический расчет на октябрь 🗓 👉 Число месяца: 9 💫 Числовая вибрация цифры - период насыщенный энергетическими изменениями и духовными процессами. 🔋 Месяц связан с энергиями: ✅ Энергия завершения и циклический переход Время,...

Читать далее
Своя практика.

0

Аватар специалиста Екатерина Казанская

Екатерина Казанская

Своя практика.

“Своя Практика” Практика любого помогающего специалиста – это очень живой организм. Постоянно меняется, развивается, перестраивается, обновляется. Как правило, в нашу профессию редко приходят «от хорошей жизни». Намного чаще наоборот. Пережив...

Читать далее
Развенчание мифов о проверке минералов на натуральность

0

Аватар специалиста Анна Милашова

Анна Милашова

Развенчание мифов о проверке минералов на натуральность

Проверка натуральности минералов весьма актуальна не только для литотерапевтов, мастеров, которые делают украшения, но и для людей, которые покупают эти украшения и минералы просто для себя, для красоты. В интернете можно найти массу статей, даже...

Читать далее
Время, когда необходимо работать с энергией рода

0

Аватар специалиста Анна Милашова

Анна Милашова

Время, когда необходимо работать с энергией рода

Для работы с силой рода есть особые периоды, которые зависят от положения Луны, планет в знаках и другие. Луна оказывает влияние не только на планету, но и на нас: сон, гормональный фон и также на работы с родом: например, фазы убывающей Луны...

Читать далее