"Жизнь — это шведский стол: пока Вы кушаете, кто-то кушает Вас и шарит в Ваших карманах". Олег Панфил.
Ну вот, кризис, о котором так долго говорили — свершается. Вообще-то это только первый чих кризиса, но уже банкротятся предприятия, банки, увольняют людей. Реально будет хуже, чем после развала СССР, хуже чем в 1998 и 2008. В Европе уже закрываются сильные компании, которые проработали по 30–50 лет.
Хотя у России есть ресурсы для роста на 10 лет по 7% в год, несмотря ни на что, и, возможно, даже по 10% в год — за счёт импортозамещения и устранения коррупции. Но нет воли. Нет условий.
Другими словами, прежде чем ситуация начнёт улучшаться, она ещё существенно ухудшится, что больно ударит по гражданам, особенно по среднему классу. Что же делать в такой ситуации, чтобы удержаться на приемлемом уровне?
Все возможности проходят через навык продаж и маркетинг. Эти два навыка сравнимы с умением читать и писать, но только нас этому нигде не обучают. Я считаю, что не обучают этому специально. Рабство никуда не исчезло — оно видоизменилось. И чтобы избавиться от офисного или предпринимательского рабства — вам нужны эти 2 навыка.
Как только Вы научитесь продавать — Вы разорвёте все цепи, устраните все границы, и плевать, что творится в экономике — 99% людей не могут продавать, у остальных 1% всё хорошо, и всегда всё будет хорошо. Навык продаж и маркетинга — Ваш путь в этот элитный клуб 1%. Именно поэтому даже в Гарварде этому не обучают.
Когда Вы будете уметь продавать, преимущество будет на вашей стороне — Вы будете выбирать работу, а не работодатель Вас. Вы будете договариваться о своей з/п или легко найдёте другую работу, если чувствуете, что компания сдерживает Ваш рост. В остальных профессиях всё с точностью до наоборот — работа будет соковыжималкой, з/п будут падать, а смена работы будет равносильна смены "шила на мыло", если повезёт. Неудивительно, что большинство людей находятся и будут находиться в постоянной безысходности.
Поэтому Ваш путь: Научиться продавать-> Развивать свой навык продаж-> Открыть свой бизнес-> Развивать свой бизнес-> Автоматизировать и делегировать почти всю работу. Ниже представлены 11 шагов, как двигаться от нуля до благосостояния, в зависимости от того, на каком уровне вы находитесь:
- Если Вы не продавец — учитесь продавать и становитесь продавцом. Попроситесь в отдел продаж в той компании, что Вы работаете, или ищите новую работу. Даже в самый сильный кризис продавцов не хватает. Даже в регионах продавцам готовы платить и платят большие деньги, но не могут их найти. Научившись продавать, Вы сможете хорошо зарабатывать без личных вложений. И практически застрахуете себя от любых трудностей.
- Сделайте ревизию у себя дома, в кладовке, на даче. Посмотрите, что есть лишнего, что залежалось, чем Вы мало или не пользовались последний год. Скорее всего, Вы этим уже не воспользуйтесь — продайте на сайтах, в газетах через бесплатные объявления и т.д. Заодно наберётесь опыта продаж через интернет. Заниматься продажами только на работе — недостаточно для развития сильного навыка.
- Следующий этап предыдущего пункта. Посмотрите, чем Вы могли бы торговать в свободное от работы время — через интернет и бесплатные объявления в газетах. В чём Вы хорошо разбираетесь? Сделайте ревизию кладовок родителей, бабушек/дедушек, знакомых, друзей. Договоритесь с поставщиками об условиях сотрудничества с оплатой по факту или с отсрочкой в оплате, выбейте хорошую цену и начинайте продавать через интернет, через бесплатные объявления в газетах, объявления в подъездах, простые флаеры в почтовые ящики и т.д. И всё это в свободное от работы время.
- Если компания, на которую Вы работаете, испытывает серьёзные трудности, и вместо того, чтобы собраться, трезво оценить ситуацию, принять серьёзные антикризисные меры, работать над маркетингом, увеличивать продажи, сокращать издержки — они занимаются не понятно чем, объясняя это каким-то "высшим смыслом" — Вам пора искать новую работу. Начните прямо сейчас. Напишите несколько резюме по всем правилам рекламы — тогда они сработают быстро. Пойдите на десяток и более собеседований. Проверено, что после 20-го собеседования Вы поймёте все тонкости, будете опытнее тех, что ведут собеседование, и сможете их переигрывать — сделать так, чтобы они Вас хотели, а не Вы их — тогда и з/п получаются другие и условия работы тоже. Выбирайте те компании, которые уделяют много внимания обучению продажам. У кого есть приличный отдел продаж, в которых работают профи в продажах, и которые являются наставниками для новичков.
- Увеличивайте Ваши личные продажи за пределами работы. Помните: когда Вы продаёте чужой товар в чужой компании по чужой цене — это легко. Сложно привлекать клиентов самостоятельно и самому продавать свой товар по своей цене — вот что является настоящим навыком продаж и маркетинга. Постепенно пополняйте ассортимент, автоматизируйте продажи, насколько возможно, нанимайте фрилансеров и делегируйте им рутину, поднимите свои доходы до соизмеримых с основной работой. Это и будет Ваш бизнес.
- У 90% компаний маркетинг ужасный, чтобы не сказать, что его нет вообще. Это результат завышенного спроса в прошлые годы, и это время ушло навсегда. Ещё у 9% компаний — маркетинг средний. Т.е. 99% денег на рынке идут туда, куда ветер дует — случайно и нестабильно. И только 1% имеют правильно выстроенный, работающий маркетинг и рекламу. Именно к ним и побегут все клиенты, что раньше "приходили сами" куда-то, чтобы самим отдать свои деньги. Забудьте, что было раньше. Случайных клиентов больше не будет. На рынке останутся только те, кто сможет выстроить грамотный интересный маркетинг, и кто знает, как правильно привлекать клиентов. Вам нужно выстроить свой маркетинг наконец-то правильно. Чтобы Вы знали, откуда к Вам приходят клиенты. Чтобы Вы и Ваши клиенты знали, почему они приходят именно к Вам, а не к другим. Держите руку на этом денежном пульсе — "откуда и почему", и если что-то меняется — Вам нужно срочно реагировать. Исследуйте Вашу воронку продаж. Пройдите весь путь клиента через Вашу компанию. Напишите план и постепенно устраняйте все ошибки и недостатки на этом пути.
- Обучайте Ваших продавцов. Ещё лучше выстроить систему найма, отсева и обучения. Если Вы это не сделаете, то Вам придётся уступить место на рынке тем, кто сделает это. Продажам не обучают ни в каком вузе. Большинство сотрудников продают ужасно. Сколько их не обучай — всё равно мало. Не экономьте на обучении, это инвестиции в Ваши продажи — чем больше обучение, тем больше Ваши продажи, Ваши доходы и стабильнее Ваше будущее. Если денег нет — продайте свою машину, ходите пешком, увольте часть другого персонала — но начните обучать продажам.
- Если Вы руководитель фирмы — то Вам нужно делегировать подчинённым 80–90% Ваших административных дел, и самому заниматься продажами, маркетингом. Это то, что отличает Вас от Ваших подчинённых. Если бы они могли продавать лучше Вас, то открыли бы сами бизнес. Если Вы занимаетесь бумажной работой, управлением, административными и прочими делами — Вы дёшево размениваетесь и ставите свой бизнес под угрозу. Постепенно переходите к более крупным продажам. А более мелкие автоматизируйте и делегируйте подчинённым.
- Если Ваша модель продаж — не работает, вам нужно сокращать издержки и выстраивать модель продаж заново, и только потом идти вперёд. Если Ваша модель продаж продолжает работать, т.е. Ваши продажи не падают, а растут, несмотря на кризис и спад в Вашей отрасли. Если Вы можете продавать ещё больше, но не успеваете — Вам нужно срочно расширяться и захватывать высвобождающиеся рынки, пока другие этого не сделали. Не надо бояться и пугаться ужасных новостей и пессимизма, что излучается сплошь и рядом. Если у Вас продолжает работать модель продаж — срочно расширяйтесь. Осторожно, без фанатизма, но расширяйтесь — это Ваш шанс на миллион! Не поверите, я знаю несколько таких компаний с такими перспективами, которые они не используют.
- Сейчас не время для личных симпатий, предпочтений, комфорта. Пусть Вас ведут Ваши цифры и рыночный спрос. Помните, что 99% Ваших "гениальных" решений ошибочны, как и у всех людей. Такова людская природа. Поэтому перестаньте гадать, импровизировать, фантазировать или не знаю, как Вы это называете, и начните изучать спрос, замерять показатели — двигайтесь за рынком, за цифрами. Двигайтесь за покупателем, а не за Вашим личным предпочтением, предположением… Принимайте решения, основанные только на цифрах и результатах.
- Поощряйте тех работников, которые приносят Вам деньги, а не тех, кто хорошенький и кто Вам нравится. Пусть на Вашу симпатию влияют результаты, выраженные деньгами, а не приятное ушам пение слащавых соловьёв. Перестаньте наказывать за плохие новости. Перестаньте наказывать за ошибки — не ошибается только тот, кто ничего не делает — разве Вам нужны такие работники?Держите и поощряйте тех, кто делает для Вас деньги — это самое пренебрегаемое правило. Да, они неудобные. Да, они много себе позволяют. Да, у них тяжёлый характер, и они дорого стоят. Но по-другому деньги не делают. Вы и сами такой, не правда ли? И преуспели именно поэтому, не правда ли? Выстройте оплату за результат, хотя бы частично. Введите премии за супердостижения. Устройте мозговой штурм — спросите своих сотрудников, что можно сделать ещё, чтобы улучшить ситуацию в Вашей компании. Поверьте, они много полезного могут Вам подсказать из того, что раньше Вы не хотели слушать. То, что могут уследить 100 пар глаз и мозгов — один мозг никогда не уследит. Толпа дура, но её не обманешь.
Скажите себе правду.
Каково на самом деле Ваше положение дел? Сможете справиться самостоятельно? Сколько Вы ещё протянете без изменений? На что Вы надеетесь?
Хватит ждать — на каком уровне Вы находитесь? Пишите план и начните действовать сейчас.
P.S. Оставьте комментарий ниже — мне и другим читателям будет интересно Ваше мнение.